Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6752 Дидактическая игра как средство развития способностей детей третьего года жизни.

Опубликовано 13.11.2021

Данилова Татьяна Алексеевна

МАДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад номер 74 « Маячок»

Воспитатель

 

Дидактическая игра как средство развития

сенсорных способностей детей третьего года жизни

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Данилова Т. А., Степанова С. Н., воспитатели

 

Сенсорное развитие детей раннего возраста во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста были изучены В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, а также другими психологами и педагогами. Они отмечали, что развитие сенсорного восприятия – сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов.

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Эти проблемы существуют у типично развивающихся детей, что же тогда происходит с ребенком, имеющим особенности в развитии? Если у ребенка есть эти проблемы, то он с ними уже родился и пришел в детский сад. Наша задача увидеть это на раннем этапе. И помочь малышу справиться с трудностями до выхода из периода дошкольного возраста.

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми, имеющими определенные трудности в развитии,  зависит от соблюдений определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересом ребенка, эмоциональность, динамичность, организация гибкого временного режима обучения. Реализуя адаптированную образовательную программу, мы ставили перед собой следующие задачи:

- развитие крупной и мелкой моторики;

- знакомство с формой, величиной, цветом;

- развитие у детей умения определять свойства предметов через осязание, обоняние и тактильно-двигательное восприятие;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Используя в работе игры для малышей, мы каждый раз убеждаемся в том, что игра – самый простой и самый эффективный способ получения ребенком умений и навыков.

При отборе дидактических игр для детей мы преследовали развивающие цели и учитывали особенности развития «проблемных» детей.

Вашему вниманию мы предлагаем дидактические игры для сенсорного развития, сделанные своими руками. Игры должны быть простыми, понятными и красочными.

 

Игра «Подбери ежам иголки» поможет ребенку, имеющему проблемы в развитие зрительно-двигательной координации, и развивает мелкую моторику рук.

 

 

 

А эта игра учит подбирать аналогичный цвет, развивают зрительное восприятие.

 

 

 

Игры «Подбери ключ к замочку», «Закрой окошечки», «Собери цветок», «Найди собачке домик» – помогут закрепить представления о цвете, форме предметов, а также тренируют мелкую моторику рук и глазомер.

 

 

Тактильно-игровой центр «Времена года» развивает чувствительность пальцев руки, учит ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, под, на, за, над …). Развивает внимание детей (« Кого не стало?», «Кто пришел?» и др.),  речь и воображение.

Наблюдая за детьми в процессе игры, мы видим повышение уровня сенсорных способностей, желание детей принимать участие в игре, умение детей наблюдать друг за другом и исправлять свои и чужие допущенные ошибки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.