Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6764 Конспект занятия в средней группе «Золотая хохлома»

Опубликовано 17.11.2021

 

Щербакова Олеся Владиславовна
МКДОУ «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Иркутская обл., Братский р-он, г. Вихоревка
Воспитатель
 
Конспект занятия в средней группе «Золотая хохлома»
 

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыки и художественного слова.

- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

 

Предварительная работа:

1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».

Материал и оборудование:

  1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды
  2. Карточки с изображением элементов хохломской росписи.

2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи

№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.

3. Флешка с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.

 

Ход занятия:

1. Организационный этап (2 мин).

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир, мир росписи, музыки и ярких красок.

- Любите отгадывать загадки? (Да).

Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

2. Основной этап

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В зале организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

- И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

Актуализация опорных знаний

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- А вы не знаете, ребята почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Какие используют элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к доске Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).

Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»

Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы

Физкультминутка.

Все умеем мы моргать

И глазами “рисовать”.

Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

 И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

 Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)

Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).

Открытие новых знаний

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Видео с легендой о возникновении хохломы.

Мотивация деятельности.

- Ребята, а давайте мы с вами устроим выставку мастеров, чтобы наши гости могли посмотреть и полюбоваться вашим умением расписывать посуду хохломой. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами.

На столе стоит деревянная посуда для росписи.

- Вы согласны? (Да).

- Посмотрите, здесь и миски, и ложки и дощечки. У них черный, красный фон. Выберите любую понравившуюся посуду и пойдем в нашу художественную мастерскую.

Дети выбирают  посуду, проходят на свои места, садятся.

Закрепление опорных знаний.

- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте? ( (Завиток, изогнутую веточку). 

 - Что будите изображать на завитке? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность детей.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!

3. Заключительный этап (4 минуты).

- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд на нашей выставке.

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

Анализ работ.

- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

- А что больше всего понравилось вам?

2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.

- Да, такую посуду не стыдно показать и нашим гостям. И сейчас мы пригласим и наших гостей присоединиться к нам и рассмотреть наши работы.

Презентация работ детьми, чтение стихотворений

Ева 1.Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Денис 2.Вот посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке.

Лиля 3.Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

Матвей 4. Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.

Вся посуда хороша, так и радуется душа!

Ваня 5.Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Вера 6. Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

 

- Гости дорогие, понравилась ли вам наши работы?

- Отлично! Ну а нам уже пора, До свидания друзья!

Звучит народная мелодия