Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7498 Проект по формированию экологического сознания у детей ОВЗ «Юные любители природы»

Опубликовано 16.11.2022
Ипатова Инна Александровна, Троценко Елена Александровна
Ленинградская область, Всеволожский район МДОБУ «Сертоловский ДСКВ№2»
Методисты
 
Проект по формированию экологического сознания у детей ОВЗ «Юные любители природы»
СКАЧАТЬ (презентация)

 

Проект по формированию экологического сознания у дошкольников 5–7 лет «Юные любители природы» для детей  ОВЗ.

Тема проекта : «Юные защитники природы».

Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы: Нужно ли детям знать об экологии? Конечно! Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.

А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы!

Ни для кого не секрет, что в последнее время возросла экологическая неграмотность людей, потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Именно поэтому мы должны уделить большое внимание экологическому развитию наших детей. Уважительное отношение к природе нужно доказывать поступками.

Воспоминания о природе, полученные в детстве, долгое время не забываются, формируют крепкую базу для дальнейшего её познания.

Большое значение в экологическом образовании дошкольников имеет опытно-исследовательская деятельность в естественных условиях. Получить эти знания можно только на реальном опыте.

Большинство педагогов считают - исследование окружающих объектов в дошкольном возрасте, с помощью опытов, принесет успех в дальнейшей школьной деятельности. В результате исследований ребенок приобретает определенные познавательные навыки: учится наблюдать, экспериментировать, составлять планы работы, делать прогнозы, сравнивать, анализировать, делать выводы, одним словом развивает познавательные способности.

По этой причине, детям дается возможность приобщиться к экспериментальной работе, как к основному методу познания окружающего мира.

Цель проекта : Создание условий с целью формирования у детей и их родителей базы по экологической культуре, правильного поведения в природе, уважительного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта :

• формировать систему знаний о неживой и живой природе;

• воспитывать у дошкольников бережное отношение, любовь к природе родного края;

• формировать экологическую культуру, активную жизненную позицию дошкольников через совместную деятельность детей, родителей и педколлектива;

• развивать познание дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;

• создавать условия для самостоятельной деятельности по сбережению и совершенствованию окружающей среды;

• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление).

Тип проекта : исследовательско-творческий.

Вид проекта : долгосрочный (с сентября по май).

Участники проекта :

1. воспитанники детского сада;

2. воспитатели;

3. родители.

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Художественно-эстетическое развитие.

3. Речевое развитие

4. Познавательное развитие

5. Физическое развитие

Этапы проекта :

1-й — Подготовительный (составление плана проекта);

2-й — Основной (реализация плана проекта);

3-й — Заключительный (подведение итогов).

Предполагаемый результат:

• приобретение воспитанниками детских садов навыков аккуратного, созидательного отношения к окружающей природе, расширение кругозора;

• активная работа родителей по совершенствованию эколого-образовательного пространства ДОУ;

• формирование у детей таких качеств как, нравственность, сострадание.

• развитие творческих способностей, чуткое отношение к миру, эстетический вкус, коммуникативные навыки;

• развитие умственных способностей дошкольников, с помощью экспериментов, исследований, анализа, умения делать выводы;

• единение детского коллектива;

• формирование опыта безопасного поведения в природе;

• создание в помещении и на территории и ДОУ предметно-развивающей среды, которая научит бережно относиться к окружающему миру;

• появление стремления контактировать с природой и отражать свои ощущения через разные виды деятельности;

• формирование осознанного, правильного отношения к нашей Планете и к человеку как части окружающей нас природы;

• формирование знаний об природных особенностях и обитателях родного края;

• воспитание трудолюбивого, любознательного поколения, готовому к открытиям.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1. Подготовительный этап.

Постановка целей и задач, определение направлений, методов исследования, выбор материалов и оборудования. Определение ожидаемого общественно- значимого результата.

2. Основной этап.

Методическая работа:

• Создание развивающей экосреды в детском саду и на территории (клумбы, мастерская природного материала);

• Воспитательная деятельность на экологические темы материалы флоры и фауны Воронежской области: проведение презентаций, иллюстрации, альбомы, макеты, коллекции, гербарии, интернет ресурсы) :

1. беседы, аппликации

2. конструирование,

3. изобразительная деятельность,

4. чтение литературы,

5. дидактические игры,

6. игры: настольные, подвижные, сюжетно-ролевые.

Мероприятие

Время проведения

1. Сентябрь

Тема месяца: Изучение фауны родного края. Беседы, презентации и документальные фильмы о животных. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование)

2. Октябрь

Тема: Всё связано со всем. Формирование представления о «цепочках питания» в природе. Презентации, дидактические игры. Изобразительная деятельность.

3. Ноябрь

Тема: Что из чего состоит. Презентация, беседы о связи живой и неживой природы, изобразительная деятельность

4. .Декабрь

Тема: Зимующие птицы Воронежской области. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.

Экологическая акция «Накормим птичек». Изготовление кормушек, их развешивание на территории детского сада.

5. Январь

Тема: Красная книга. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.

6. Февраль

Тема :Дикие животные разных стран. Лепбуки, презентации, беседы, изобразительная деятельность.

7. Март

Тема«Сдай батарейку – спаси ёжика». Как мусор вредит природе. Зачем нужен раздельный сбор мусора. Беседы, презентации, лепбуки, дидактические игры. Конкурс плакатов на экологическую тему.

8. Апрель

Тема: Перелетные птицы. Беседы, презентации, дидактические игры, изобразительная деятельность.

Акция «Украсим планету цветами» Посев семян цветов.

9. Май

Тема«Наша планета- наш дом». Правила поведения в природе.

3. Заключительный этап.

Итоговое мероприятиеВикторина«Знатоки природы»

Выводы: В процессе работы над проектом были достигнуты поставленные цели и задачи: обобщение и обогащение знаний детей в сфере экологического воспитания с помощью применения различных приемов и методов.

В течение всего периода работы над проектом формировалось эмоционально-чувственное отношение к объектам живой и неживой природы у детей, ценностное представление об организации природозащитной работы, способности к творческой, поисковой деятельности.

В ходе исследовательской деятельности у детей развивалось воображение, восприятие, мышление, формировались навыки экспериментальной деятельности, появлялось желание трудиться, видя результаты собственной работы в природных объектах.

Дошкольники учились передавать свои чувства в изобразительной и творческой деятельности.

Данная проектная работа по экологическому образованию детей достаточно эффективна, как в ДОУ, так и в повседневной жизни. Одним из важных факторов в экологическом воспитании, является личная убежденность педагога, умение заинтересовать, увлечь детей, коллег и родителей, и научить их любить, беречь и охранять природу.