МАОУ "Моргуновская ООШ - ДС"
Пермский край, Суксунский городской округ, д.Ковалёво
Настольно-дидактическая игра
«Времена года»
СКАЧАТЬ (презентация)
Воспитатель: Самонова Н.В.
Цель: Развивать у детей обобщённые представления о временах года, об их существенных признаках.
Задачи: 1. Способствовать формированию обобщённых представлений о зиме, весне, лете, осени как временах года, об их погодных явлениях, существенных признаках.
2. Формировать представления о деятельности человека в разное время года.
3. Развивать навыки сравнения основных явлений в разное время года.
4. Развивать познавательный интерес к природе.
5. Развивать логическое мышление, учить рассуждать, сравнивать, анализировать.
6. Развивать память, внимание, логику, речь.
7. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
- Наблюдение на участке д/сада за живой и не живой природой.
- Рассматривание репродукций художников.
- Беседы об осени, зиме, весне, лете.
- Чтение художественной литературы.
Материалы для изготовления пособий: Коробки из под конфет(одного размера), две куколки (девочка и мальчик),клубки ниток(для вязки) разного цета, мебельный степлер, липучие ленты, ткань разного цвета и фактуры (лоскутки), бросовый материал, клеевой пистолет.
Способ изготовления модели:
- В коробки вклеиваем картинки по временам года (в каждую коробку своё время года.
- Вяжем оформление для времён года (дерево, домик, цветы, яблоки, грибы, овощи, грядки, снеговика, солнышки, траву, снег).
- Шьём одежу для кукол.
- Изготовляем атрибуты соответствующие временам года (лыжи с палками, санки, цветы, качели, другие предметы)
- Приклеиваем на крышку каждой коробки с лева дерево, с права домик, в нижнюю часть коробки траву или снег(в зависимости от времени года)
- Пришиваем к остальным деталям липкую ленту (для фиксации)
- Раскладываем их по коробка соответственно времени года.
- Куклы переходят из коробки в коробку и одевают одежу соответствующую времени года.
Ход игры:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – по временам года, но не одни а вместе с нами отправятся Ваня и Даша, две куколки. Вы готовы путешествовать вместе с ними по временам года? Тогда отгадайте загадку о первом времени года:
Она повязала пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Рано утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела? Что это?
Дети: Осень.
Вос-ль: Правильно, это время года –осень. Давайте составим картину осень. Что вы видите на нашем панно?
Дети: Дерево.
Вос-ль: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: У деревьев желтеют листья.
Вос-ль: Какое небо осень?
Дети: Хмурое, часто идут дожди,
Вос-ль: Какую одежду носят осенью? (дети отвечают) Давайте оденем наших кукол. Что нужно одеть Ваню и Дашу? (дети одевают).
Вос-ль: Что делают люди в это время года в саду, в огороде?
Дети: Убирают урожай.
(дети отвечают на заданные вопросы, расставляют овощи на грядки и грибы на полянку, одевают кукол в одежду для осени)
Вос-ль: Что происходит с птицами и животными?
Дети: Перелётные птицы на юг улетают, делают запасы на зиму.
Вос-ль: Как вы думаете, составили мы картину осени?
Дети: Да.
Вос-ль: Да, мы составили картину осени. В следующий раз мы отправимся в гости к зиме (весне, лету). Аналогично проводится путешествие по другим временам года.
Загадки про зиму:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(Зима)
Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)
В белом бархате деревня и заборы, и деревья,
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт.
(Иней)
Две полоски на снегу оставляю на бегу,
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной.
(Лыжи)
Вос-ль: Ребята какое это время года?
Дети: Зима.
Вос-ль: Правильно. Давайте составим панно про зиму.
(дети одевают кукол в зимнюю одежду, собирают снеговика, рассказывают что бывает зимой).
Загадки про весну:
Шагает красавица, легко земли касается.
Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.
(Весна)
Из под снега вышел друг, и весной запахло вдруг.
(Подснежник)
Чёрный, проворный кричит «крак»-червякам враг.
(Грач)
Между веток - новый дом: нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка!
(Скворечник)
Вос-ль: Ребята какое это время года?
Дети: Весна.
Вос-ль: Правильно, это время года весна. Давайте теперь оденем кукол для весенней прогулки и отправим их погулять на нашу полянку.
(дети одевают кукол и оформляют панно по весеннему времени года).
Загадки про лето:
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реку согреваю, «купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это вы все меня, я.
(Лето)
Ну-ка кто из вас ответит:
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Не огонь, а больно жжёт,
Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел.
Не фонарь, а ярко светит,
(Бабочка)
И не пекарь, а печёт?
После дождя бывает, пол неба закрывает,
(Солнце)
Дуга красивая, цветная, появится, затем растает.
(Радуга)
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Покатились на пути. В них ни въехать, ни войти.
(Радуга)
Вос-ль: О каком времени года эти загадки?
Дети: Лето.
Вос-ль: Правильно о лете. Что мы носим летом? Чем любим заниматься? Дети: Гулять, играть. Носим шорты и футболки, платья.
Вос-ль: Давайте и наших кукол оденем по летнему, и построим им летнюю площадку на нашем панно.
(дети одевают кукол, строят качели и оформляют летнее панно)