Пономарёва Татьяна Михайловна
МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" №13 п. Радищев
воспитатель
Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе на тему: "Знакомство с народными игрушками - Матрёшкой и Неваляшкой".
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: « Знакомство с народными игрушками – Матрешкой и Неваляшкой».
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.
Задачи: - познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору;
- развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; - приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками (матрешкой, неваляшкой); развивать интерес к народным игрушкам.
Материалы и оборудование: игрушки матрешки и неваляшки; кукла Катя, аудиозапись песни « Неваляшки» сл.З.Петровой, муз. З.Левиной.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разных красивых игрушек в нашей группе. Они сделаны из разных материалов. Вы любите с ними играть? (раздается стук в дверь) Кто-то к нам пришел? Пойду посмотрю! Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя и принесла с собой красивую коробку. Не хотите посмотреть, что в ней лежит? Катя говорит, что она решила показать вам свои игрушки. Только вы должны отгадать загадки. Послушайте:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Воспитатель: - Правильно, матрешка! Матрешка – старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей. С такими игрушками играли еще ваши бабушки.
Я, матрешка – сувенир, в расписных сапожках.
Прогремела на весь мир русская матрешка!
Мастер выточил меня из куска березы,
До чего ж румяная, щеки, словно розы!
- Ребята, посмотрите, какая матрешка? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрешку делают с секретом? Матрешка любит пошутить и повеселиться. Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками. Где же её сестрички спрятались? А вот мы сейчас их найдем. Матрешка раскрывается. Я покажу.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, была одна матрешка, а сколько их стало? (много)
- А из чего они сделаны? ( из дерева)
- Значит они какие? ( деревянные)
- А вы хотите поиграть с матрешкой, вставайте в круг.
Игра с матрешкой.
(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия.)
Я к вам собиралась,
Долго-долго наряжалась.
Поиграть хочу немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
(Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз)
- Молодцы, ребята! Весело поиграли.
– А теперь отгадайте вторую загадку!
Очень странная игрушка,
Спать кладем, она встает
И качается, поёт.
Очень милая мордашка,
Это, дети, - (неваляшка)
- Правильно, ребята! Неваляшка – звонкая и красивая игрушка , которая
не ложится, а всегда возвращается в исходное положение. С такой игрушкой тоже играли ваши мамы, бабушки. Это народная игрушка. Неваляшка сделана из пластмассы, она пластмассовая. - Какая игрушка? (народная)
- Какая неваляшка? (пластмассовая)
- Ребята, наша, Неваляшка – веселая игрушка. Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть «дин-дон» и качаться. Покажите как? дети качаются и «звенят», как неваляшка.
Я цветная неваляшка, забавная игрушка.
Я – очаровашка, смешная веселушка.
Танцую и пою, но стоит положить,
Но стоит положить, тот час уже встаю,
Опять начав кружить.
Татьяна Пучнина
- Ребята, посмотрите внимательно на неваляшку. Какая неваляшка?
- Что есть у неваляшки? (голова, туловище, руки)
- Что одето у неё на голове? ( шапочка )
- Что одето у неваляшки на туловище? ( шубка )
- На лице у неё глазки, брови, губки.
– Какой формы туловище? ( круглое )
- А голова какой формы? (круглая)
- Что еще есть у неваляшки? ( ручки)
- Правильно, ребята. А какой величины туловище? (большое)
- А голова? ( поменьше)
- А руки какой величины? ( самые маленькие)
- Ребята, неваляшка что-то отвернулась от нас, загрустила. Давайте развеселим Неваляшку.
Динамическая пауза.
Ручки ставим в кулачок,
Ручки вниз на бочок,
Тик-так, тик-так,
Сделаем вот так.
- Ребята, неваляшки бывают разные, в виде клоуна, мишки, зайки, собачки (показывает игрушки и раздает детям, предлагая уложить неваляшек спать)
Д/и «Уложи неваляшку спать» ( под аудиозапись песни «Неваляшки» дети пытаются уложить спать)
- Ребята, можно уложить спать Неваляшку? (нет)
- Весело поиграли. Давайте, поблагодарим куклу Катю за то, что она показала нам свои игрушки.
Рефлексия: - Кто приходил к нам в гости?
- Какие игрушки принесла Катя?
- Вам понравилось играть с народными игрушками?
- Что мы сегодня делали?