Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6182 Рабочая программа для детей 2 - 3 лет

Опубликовано 09.11.2020

 

МБОУ лицей Технический г.Самара
 
 

 

Воспитатель: Вегерт Оксана Юрьевна

Рабочая программа

«В гостях у сказки»

СКАЧАТЬ (с таблицей)

для детей 3 лет

Содержание:

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Парциальные программы

1.3 Цели и задачи программы

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.5 Краткая психолого-педагогическая характеристика

1.6 Нормативные документы

1.7 Программно-методические материалы

1.8 Срок реализации программы

1.9 Целевые ориентиры

2 Содержательный раздел.

2.1 Содержание образовательной работы с детьми (комплексно-тематическое планирование)

2.2 Система педагогической диагностики (мониторинг)

2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями

2.4 Формы и методы реализации программы

3 Организационный раздел

3.1 Структура организации образовательной деятельности

3.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды

3.3 Методическое обеспечение образовательной деятельности

4 Приложение

4.1 Учебный план

4.2 Количество и длительность совместной деятельности взрослого с детьми

4.3 Расписание совместной деятельности

  1. Целевой раздел

I .1.Пояснительная записка.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина и др.).

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат.

Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а также координировать свои функции.

1.2 Парциальные программы.

1. «Развитие игровой деятельности» Система работы в первой младшей группе детского сада. Автор Н.Ф. Губанова

2. «Забавы для малышей» Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет Автор М.Ю. Картушина

1.3.Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Повысить уровень развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для её проведения.

2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.

3. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.

6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

7. Обогащать словарь детей, активизировать его, совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

8. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

9. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

10. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • Принцип системности в совместной деятельности взрослого с детьми;
  • Принцип доступности материала;
  • Принцип разнообразия тематики.

1.5 Психолого-педагогическая характеристика

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.

У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

  • Речь находится на стадии формирования;
  • Внимание, мышление, память - непроизвольны.
  • Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
  • Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
  • Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
  • Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
  • Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
  • Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

1.6 Нормативные документы

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Положение о рабочей программе педагогов, принятого на Совете педагогов от 30.03.16 года
  • СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарного эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Устав АНОДО «Золотой петушок»

1.7 Программно-методические материалы

О.А. Айрих «Эмоциональное развитие детей». Занятия в первой младшей группе.

Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет». Методическое пособие. 2-е изд.

Г.А. Хацкалева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Совушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»

Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»

  1. Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один учебный год

  1. Целевые ориентиры

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

3. Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным).

4. С удовольствием слушать художественный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.

5. Знает содержание прослушанных произведений, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.

6. Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

7. Выслушивает произведение до конца, легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, отвечает на вопросы по содержанию (о героях, его действиях и элементарных мотивах поступков, последовательности событий и их взаимосвязях).

8. С удовольствием читает стихи, рассказывает потешки, пересказывает короткие сказки.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной работы с детьми

(комплексно – тематическое планирование)

2.2 Педагогическая диагностика (мониторинг)

Направление мониторинга

Формы и методы педагогического мониторинга

Периодичность проведения педагогического мониторинга

Длительность проведения педагогического мониторинга

Сроки проведения мониторинга

Двигательная активность и эмоциональное состояние

Наблюдение

2 раза в год

2 недели

Декабрь, май

Диагностика уровня развития детей

Ф.И.

ребёнка

Выразительность движений

(при помощи выполнения подвижных упражнений под музыку)

Дикция

(проверяется через чтение малышом потешек)

Мимика

(при помощи заданий для воспроизведения настроения и характерных черт сказочных героев, например, Деда, Лисы, Медведя и др.);

 

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

             
             

Для оценки используется 3-х бальная шкала, где 1 – высокий уровень, 2 – средний, 3 – низкий уровень освоения программы.

2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями

Месяц

Тема

Форма работы

Дополнительная информация

сентябрь

Программа «Театральный кружок

«В гостях у сказки»»

Родительское собрание

Познакомить родителей с содержанием программы.

октябрь

«Роль театрализованных игр в развитии ребёнка»

Консультация для родителей

Дополнить знания родителей по данной теме.

январь

«Роль эмоций в жизни ребенка»

Консультация для родителей

Дополнить знания родителей по данной теме.

май

«Мультфильмы для детей: польза или вред?»

Родительский форум

Организовать обсуждение темы в групповом чате.

2.4 Формы и методы, средства реализации программы

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, используемые в работе кружка:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• физкультминутка, динамические паузы.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

• игра

• импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ и рассказ детей

• чтение воспитателя

• показ

• личный пример

• беседы

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• психогимнастика.

• пантомимические этюды и упражнения.

Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделяется большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используются упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Детям предлагаются игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., с помощью которых они передают настроение, меняют мимику. Проводится индивидуальная работа с детьми, поощряется участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. Дети учатся ориентироваться в пространстве зала, группы, следить за развитием действия в сказке.

Формы реализации программы: теоретическая, практическая, групповая.

Методы и приемы:

  • словесные – команды, объяснение, сигналы, словесная инструкция.
  • наглядные – показ упражнения педагогом.
  • практические – игровые, ритмические, двигательные упражнения по образцу, зеркальный показ движений, звукоподражание.

3.Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно – пространственной среды

Материально-техническое обеспечение

1.Музыкально-ритмические композиции.

2. Музыкально-ритмические игры.

3. Методические разработки.

5.CD диски.

Условия реализации программы

Аудиосистема с USB-носителем.

Фонотека детских песен и музыки релаксации.

3.2. Методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Маханева М.Д. “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е. перераб. И доп. – Спб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.

3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.

4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.

5. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.

6. Рыбак Е.В. Вместе. Архангельск, 1997.

7. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999

4. Приложение

Приложение № 1 Учебный план

Возраст детей

Продолжительность одной формы

Макс допустимый обьем образовательной нагрузки (в день) в первую половину дня

Макс допустимый обьем образовательной нагрузки (в день) во вторую половину дня

Перерывы между формами

2-3 года

10 мин.

-

10 мин.

10 мин

Приложение № 2 Количество и длительность форм НОД в неделю, месяц, год

Направление

Общее количество форм НОД в неделю

Общая образовательная нагрузка в неделю

Общая образовательная нагрузка в месяц

Общая образовательная нагрузка за 9 месяцев

Художественно-эстетическое

2

20 минут

80 минут

720 минут

Приложение № 3. Расписание совместной деятельности

День недели

Время проведения

Наименование

Ответственный исполнитель

Понедельник, среда

17.00 – 17.10

Театральный кружок «В гостях у сказки»

Еремина Т.Л.