Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6718 «ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА».

Опубликовано 29.10.2021
Спивак Ирина Александровна
МДОУ «Детский сад №150» Ленинского района г. Саратова
старший воспитатель
 
«ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА».

 

 

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - считал В.А. Сухомлинский.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Их классифицируют по разнообразным направлениям.

С. Л. Новоселова предлагает классификацию игр в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого). Она выделяет следующие группы:

— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей);

— самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские и теа­трализованные);

— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей;

— организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, называемые «народными».

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. 

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся знания, представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных. При этом они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Дидактические игры можно проводить как коллективно, так и индивидуально, усложняя с учетом возраста детей. Их организуют в часы досуга, в ходе образовательной деятельности и прогулках.

Данный вид игры не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой дошкольники под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Также дидактические игры различают по обучающему содержанию:

- математические (направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений);

- сенсорные (связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков);

- речевые (способствуют развитию речи у детей);

- музыкальные (направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями);

- природоведческие (способствуют воспитанию у детей любви к природе);

- для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.д.).

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

- словесные;

- настольно-печатные;

- с предметами и игрушками;

- с картинками;

- компьютерные дидактические игры.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

— игры-путешествия;

— игры-предположения;

— игры-поручения;

— игры-загадки;

— игры-беседы.

Данные классификации дидактических игр помогают педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе дублирования.

Как же правильно и грамотно организовать и провести дидактическую игру с дошкольниками?

В дидактических играх, как и в ходе непрерывной образовательной деятельности, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Однако методика дидактических игр своеобразна.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

 -игровые правила;

 -игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.

Таким образом, важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами.

 Как мы видим, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.