Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7422 Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Летим на луг".

Опубликовано 17.10.2022
Заусайлова Ирина Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 9 "Боровичок" , Рязанская область, город Скопин
Воспитатель
 
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Летим на луг".

 

Цель: формирование у детей представлений о луговых цветах.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать знания о том, что цветы вырастают из семян.
  • Актуализировать представления о цветах.

Развивающие:

  • Развивать физиологическое дыхание; умение рассуждать, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, добрые чувства к окружающим.
  • Учить проявлять сочувствие к тем, кто в нем нуждается.

Словарная работа:

Обогащать речь детей – «парашютики, путешественник, семена, луговые, лечебные цветы».

Материалы и оборудование:  «кукла – одуванчик», письмо, эмблемы луговых цветов, предметные картинки луговых цветов, аудиозапись музыки П.И.Чайковского  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», предметные картинки для игры «Что нужно растениям для роста», предметные картинки для игры «Ассоциация», семена цветов.

Предварительная работа: чтение стихотворений Е.Серовой «Наши цветы», рассматривание на прогулке цветков одуванчика, предметных картинок «Луговые цветы», беседы с детьми о луге.

Ход

Вводная часть:

Педагог обращается к детям:

«Я поднималась по лестнице и увидела на ступеньках вот это растение».

Педагог обращает внимание детей на цветок. Это одуванчик. У него грустное выражение лица, значит ему плохо.

«Послушайте, что мне рассказал одуванчик»:

«Рос я возле большого многоэтажного дома в городе. Мимо проезжали машины, проходили люди, и никто не обращал на меня внимания, Однажды, я увидел мальчика и девочку, они подошли так близко, что я услышал, их разговор.

- «Какой маленький, беленький, пушистый цветочек», - сказала девочка.

Она наклонилась и хотела меня рассмотреть, но... мальчик схватил меня за стебелек и вырвал из земли с корнем. Мне было очень больно, я плакал, но люди не слышат, как разговариваем мы, растения.

Девочка прижала меня к себе, стала жалеть и рассказывать о луге, что там растет много цветов и других растений. Водятся разные насекомые.

- «Если бы я могла тебе помочь одуванчик», - сказала девочка - Я бы отнесла тебя на луг и посадила в землю.

Мальчику стало стыдно, что он обидел меня.

- «Давай отнесем его в детский сад, ребята ему помогут»,- предложил он.

- Так я и оказался на лестнице вашего детского сада».

Педагог обращается к детям:

«Дети, поможем одуванчику? (игровая мотивация).

Но сначала, нам надо его развеселить».

Основная часть:

Педагог предлагает детям игровое упражнение «Что нужно растениям для роста»

Педагог предлагает детям  взять по одной карточке, на которых изображены различные  предметы: лейка, тучка, солнышко, лампочка, пила, топор, горшок для земли, ваза, вода, ножницы, лопата.  Просит определить, что цветку необходимо для роста.

« Дети, рассмотрите предметы, и выберите те, которые будут полезными, необходимыми для нашего гостя».

Дети выполняют задание и объясняют, почему они выбрали именно эти предметы. Педагог подводит итог игры.

Педагог обращается к детям; предлагает отнести одуванчик на луг.

Проблемная ситуация – как до него добраться.

Предположения детей.

Педагог обобщает ответы детей.

 «У одуванчика есть семена – парашютики. Парашютики семенам одуванчика нужны для того, чтобы летать. Подхватит летающие семечки порыв ветра и унесет их далеко-далеко. А там, где опустятся на землю, вырастут на следующий год новые одуванчики. Вот такой это необыкновенный цветок – цветок – путешественник.

И вот его парашютики и помогут нам попасть на луг».

Воображаемая ситуация «Летим на луг»

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети произвольно двигаются по группе, выполняя танцевальные движения, изображая полет. Постепенно музыка затихает.

Дети подходят к ковру, на нем «Макет луга».

 « Вот мы с вами попали на луг. На лугу растет много цветов.

А какие цветы растут на лугу, мы узнаем, отгадав про них загадки».

 

1. Шел я лугом по тропинке,                       2. На зеленой хрупкой ножке

    Видел солнце на травинке.                          Вырос шарик у дорожки.

    Но совсем не горячи                                     Ветерочек прошуршал

    Солнца белые лучи.                                      И развеял этот шар.

                                (Ромашка)                                             (Одуванчик)                                                            

 

3. Я в траве густой расту,                             4. Синенький звонок весит,

    Огоньком на ней цвету.                                Никогда он не звонит.

    Семена коль соберут,                                                       (Колокольчик)

    Пирожки вам испекут.

                                 (Мак)                                                     

 

                                         5. Тот цветочек голубой

                                             Очень дорог нам с тобой.

                                             Нежный, тонкий, ах, какой!

                                             Мы скрывать его не будем,

                                             Но названье не забудем.

                                                                            (Незабудка)

Педагог обращается к детям:

«Каким одним словом можно назвать все эти цветы?»

Педагог обобщает ответы детей. Все эти цветы растут на лугу и поэтому называются «луговыми».

Педагог обращается к детям:

«А для чего нужны луговые цветы?»

Педагог обобщает ответы детей. Цветы украшают луг. Всю весну и лето луговые цветы будут радовать нас своей красотой и ароматом, кормить бабочек и пчел. Есть среди них и лечебные цветы - из них делают лекарства.

Физкультминутка «Выросли цветы»

Раз, два, три!         (присесть, обхватив руками колени, голову пригнуть)

Выросли цветы!      (медленно распрямляться и встать в полный рост)

К солнцу потянулись,   (поднять руки вверх, встать на цыпочки)

Небу улыбнулись.         (посмотреть вверх и улыбнуться)

Ветер пролетал – «ш-ш-ш…» (развести руки в сторону)

И цветы качал.                          (длительно произносим звук «ш»)

Влево качнулись                       (наклон в левую и правую стороны)

Низко пригнулись.

Вправо качнулись

Низко пригнулись.

Ветер, ветер, улетай!                (развести руки в стороны)

Ты цветочки не ломай!             (длительно произносим звук «ш»)

«Ш-ш-ш…» - улетел ветер.

Двигательный этюд «Бабочка»

Смотрите, бабочка летает

От цветка к цветку порхает.

Игровое упражнение «Ассоциация – Секреты цветка»

Педагог показывает детям предметные картинки  для запоминания по принципу ассоциаций  (для одуванчика – парашют; для колокольчика – музыкальный инструмент колокол; для незабудки – сюжетная картинка  мальчик с девочкой, взявшись за руки; для мака – бублик с маком; для ромашки – зонтик). После, просит посмотреть на картинки, и вспомнить, какие цветы спрятались за ними.

 

Педагог убеждает детей в необходимости возвращения в детский сад, обращается к детям:

«Посмотрите, одуванчик снова улыбается. Это значит, что мы  смогли ему помочь попасть на луг и нам пора возвращаться в детский сад. А одуванчик останется здесь на лугу.Подует ветерок, разнесет его семена. А после дождя семена прорастут, вокруг вырастет  много новых цветов».

Дети «высаживают» одуванчик на полянку.

Звучит музыка. Дети танцевальными движениями возвращаются на свои места.

Заключительная часть.

После позитивной оценки деятельности детей педагог обращается к ним:

«Дети, мы  с вами помогли одуванчику. Путешествовали на луг. Цветов очень много. Сегодня мы говорили о луговых цветах. Для чего же нужны цветы?»

Инициируя высказывания детей, педагог способствует своими комментариями формированию у детей понятия о том, что нужно беречь не только цветы, но и все живое на нашей земле.

Педагог предлагает детям семена цветов для дальнейшей посадки на участке детского сада.

« Мы с вами обязательно вернемся на луг осенью и узнаем, что там произойдет. А я хочу подарить вам семена цветов. Впереди лето, мы посадим их на клумбу. Каждый из вас сможет вырастить цветы и заботится о них, поливать, рыхлить землю. Ваши цветы будут нести красоту и радость окружающим».

Список используемых источников:

1. О.А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет. Санкт-Петербург 2006г.

2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3-е изд. Испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.