Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8135 Конспект занятия "Дымковская игрушка"

Опубликовано 17.10.2023

Ибрашева Гузалия Фаниловна

МБДОУ "Детский сад " Радуга" Шаран

воспитатель

Конспект занятия "Дымковская игрушка"

 

  1. 1.     Конспект ООД по теме: «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Тема: «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное.

Цель: знакомство детей с дымковской игрушкой.

Задачи:

- познакомить с историей дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;

- воспитывать интерес к изделиям народных промыслов, уважение к труду народных мастеров;

-развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

Средства: дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная доска, краски, кисточки, ватные палочки, бумажные модели дымковских игрушек(https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=бумажные%20шаблоны%20дымковской%20игрушки ).

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.(Презентация «Дымковская игрушка» https://drive.google.com/file/d/1_RGDOJjiOT-ZlR_mUvLrnisABPqc2iQ1/view?usp=sharing ,  слайд 1)

   С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (Слайд 2)

   А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

 Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 3) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд 4)

Воспитатель: Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Значит какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 5) За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

 (Слайд 6) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 7) Уточка- марфуточка

Бережком идет,

Уточек- марфуточек

Купаться ведет.

Воспитатель: Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: (слайд 8) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку?

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Я  предлагаю украсить дымковским узором модели барашек, коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.

(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэты куклы и лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)

- Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки.  Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами  (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами).

-Давайте вспомним, как будем расписывать лошадку.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

-Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища).

-Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта. В завершении некоторые детали росписи закрашиваем золотой краской!

-Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.

-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика « Дымковская барышня»

 -Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком

Щёки будто яблочки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

-Теперь можем приступить к работе.

Дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка http://x-minus.me/artist/ русские-народные), по окончании работы сделать общую картину «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Ай да, красиво у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

-Скажите, пожалуйста, почему  игрушку называют дымковской?

-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

-Из чего изготовлены дымковские игрушки?

В конце занятия устраивается выставка.

 

 

 

 

Литература:

  1. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.
  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192 с., ил.
  3. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159 с.
  4. Ж. «Дошкольное воспитание», №6, 2013.