Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8137 Статья: Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

Опубликовано 17.10.2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад № 149»

 

Статья

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста


 

Выполнил:

Рамазанова А.Н.

 


 

Барнаул, 2022

 


 

Дошкольный возраст – это главнейшее время в разностороннем развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Одной из главных задач взрослых в этот период выступает обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша. Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, можно пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.
  • Обогащение активного словарного запаса.
  • Приобщение к чтению литературы.
  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.
  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Телевизоры, планшеты, аудиосказки, интерактивный досуг - огромный речевой поток поступает в головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Понятие «современные образовательные технологии» - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

При организации работы в педагогической практике необходимо соблюдение следующих условий:

1. Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности.

2. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» … - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе.

3. Изучение и внедрение в образовательную деятельность современные технологии по речевому развитию («мнемотехника», «ТРИЗ», «Синквейн», круги Луллия, проекты)

4. Повышение уровня речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

5. Развитие у детей умственной активности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

6.Развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, памяти)

 Для улучшения развития речи в группе можно оформить речевой центр.

В оборудование центра входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало магнитная доска, ноутбук аудиомагнитофон стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал.

Дидактическое оснащение центра соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Практический материал для оснащения речевого центра:

• пособия для проведения артикуляционных упражнений

• комплексы пальчиковой гимнастики и игры на развитие мелкой моторики

• оборудование для упражнений на развитие речевого дыхания

• аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами, песни

• дидактический материал – плакаты, мнемотаблицы, алгоритмы, наборы картинок для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы,

• Опираясь на индивидуальные особенности детей группы, можно изготовить игровое пособие для формирования и развития фонематических процессов:

• игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя

• игры, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;

• подборка игр с буквами и слогами

• разнообразные дидактические и настольно-печатные игры

• альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Рядом с речевым центром важно расположить «книжный уголок» или библиотеку, в которой находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания, фотографии детских писателей. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год» и др.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детской библиотеке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.

Считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребенка.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Это могут быть игры:

• театрализованные игры,

• сюжетно-ролевые игры,

• пальчиковые игры и упражнения,

• дидактические игры,

• игры подвижные с правилами.

 Современные образовательные технологии по развитию речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувства и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехники, ТРИЗ технология, круги Луллия, а также дидактический синквейн можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.