Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8148 Конспект НОД экологического образования и воспитания "Круговорот воды в природе" для детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 23.10.2023

Малафеевская Ирина Сергеевна

МБДОУ д/с 101

Архангельская область, город Архангельск

воспитатель

 

Конспект НОД по экологическому образованию и воспитанию «Круговорот воды в природе» для детей старшего дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Пояснительная записка

 

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе бережное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому пред нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Мною был разработан конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию и воспитанию для детей старшей группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Область: «Познание».

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».

Цель: 

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать представления детей о свойствах воды, о понятии «круговорот воды в природе.
  • Совершенствовать у детей навыки проведения опытов и наблюдений.
  • Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
  • Формировать умение отгадывать загадки.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей экологическую грамотность.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода» – В.В. Бианки «Рыбий дом», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Г. Сутеев «Как я ловил рыбу,» Л.Т. Тарасенко «Путешествие капельки».

5.Наблюдение за водой и снегом на прогулке.

6.Изготовление макета «Круговорот воды в природе».

 

Оборудование:

Глобус.

Плакат «Круговорот воды в природе».

Прочная мерная емкость.

Целлофановый пакет.

Резинка.

Ход занятия:

 

I часть: Основная

Воспитатель:

 Ребята, сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь». Где же живут наши сестрички- Капельки?

Дети:

в воде.

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель:

Что это такое?

Дети:

Это глобус.

Воспитатель:

а что такое глобус?

Дети:

Это модель Земли.

Воспитатель:

а какой формы наша планета – Земля?

Дети:

 Круглая.

Воспитатель:

Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети:

 Голубого.

Воспитатель:

А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети:

Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель:

 Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети:

Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель:

Правильно.  Но не вся вода на нашей Земле пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

 Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь.

А как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажите.

Игра «Ходят капельки по кругу»

-  Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по группе, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель:

Какое явление, связанное с водой, мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Кто из вас, капелек, расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами макет «Круговорот воды в природе».

Дети:

Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель:

 А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

 

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

 

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

 

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель:

-  В емкость мы положим кусок льда, закроем ее целлофаном и герметичной резинкой, оставим в тепло. Будем наблюдать таяние льда и конденсацию воды. Как называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель: правильно.

Воспитатель:

- Что вы сегодня узнали нового на занятии?

- Что вы узнали из опыта о воде?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.

Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

 

Список использованных источников

 

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-meroprijatie-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe.html
  2. https://infopedia.su/3x62a0.html
  3. http://zagadki1.ru/zagadka/pokruzhilas-zvyozdochka-v-vozduhe-nemnozhko.htm
  4. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-teme-volshebnica-voda-s-triz-tehnologiyami-2482050.html

 

  1. https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2016/01/pesnya-vinovataya-tuchka-slova-yu-entina-muzyka-d-tuhmanova
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Опыты и эксперименты для дошкльников. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 192 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1