Васильева Людмила Кирилловна
МБДОУ «Детский сад№208» г. Чебоксары
Российская Федерация, г. Чебоксары
воспитатель
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии.
Аннотация: статья посвящена вопросам использования игровой технологии для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: сенсорное развитие, познавательный интерес, восприятие предметов.
В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие, совершенствование у ребенка его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений).
Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то и в игре происходит познание окружающего. В игре развиваются все психические процессы. Играя, дошкольник учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Основная задача всех сенсорных игр это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка.
Некоторые игры можно организовать с детьми как в детском саду так и дома.
- Игра «Чудесный мешочек». Положить в красивый мешочек мелкие игрушки, знакомые детям. Затем предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать игрушку. Можно попросить ребенка дать небольшую характеристику игрушке (мягкая, твердая, круглая и т.д.). Игра развивает тактильные ощущения.
- Игра «Собери пуговицы». Высыпьте перед ребенком горку пуговиц разных цветов. Предложите ребенку разложить эти пуговицы по коробочкам. Цвет пуговицы должен соответствовать цвету коробки. Игра развивает восприятие цвета, мелкую моторику рук, а также внимание.
- Игра «Мозаика из пуговиц». Предложите ребенку в определенной закономерности собрать дорожку из пуговиц, например: красная, зеленая, желтая. Можно попросить продолжить ваш образец. Также предложить ребенку выложить из пуговиц какую-нибудь фигуру или узор.
- Игра «Подбери крышки». Взять разные баночки с крышками. Чтобы к каждой баночке подходила только одна крышка. Попросить ребенка открыть банки, перемешать их, а затем снова закрыть. Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
- Игра «Прищепки». Для этой игры нужно вырезать из плотного картона шаблоны, например: солнышко, облако, трава и т.д. Детям необходимо выбрать походящие по цвету прищепки и прицепить их к шаблонам. Желтые прищепки будут лучиками солнца, синие - капельками дождя на облаке, а зеленые - травой. Игра развивает умение объединять предметы по цвету, также развивает мелкую моторику рук.
- Игры с крупами. Тонким слоем насыпать на поднос любую мелкую крупу (хорошо подходит манная крупа). Можно предложить ребенку нарисовать что-то конкретное, а можно просто водить пальцем и рисовать просто линии, точечки и придумывать свою картинку. Кроме развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, игра еще развивает воображение. Также оказывает медитативное воздействие.
Такие игры помогут ребенку получить сенсорный опыт, который пригодится ему в дальнейшем.
Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесёт через всю свою жизнь.
Великий, знаменитый советский педагог В.А.Сухомлинский говорил «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13.
3.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Л.А. Венгер,2008г
4. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г
5.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005