Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6100 Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

Опубликовано 15.09.2020

 

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

А. ‏ㅤ А. Ползикова

Воспитатель.,

МБДОУ ‏ㅤ ДС № ‏ㅤ 67 «Аистёнок»

Формирование культуры речевого общения является специфическим курсом в обучении детей в дошкольной образовательной организации. Ее особенностью является то, что только на примерах жизненных ситуаций, в общении дети  могут освоить культуру поведения и научиться применять её в собственной жизни. Даже самые незначительные стремления к игре или деятельности друг с другом несут в себе стремление в развитии речевого общения, что должно приветствоваться всеми взрослыми, педагогами и родителями детей. Нельзя отказывать детям в общении со сверстниками, именно друг у друга они учатся разговаривать, вежливо вести себя. Например, наблюдали игру «Дочки-матери». Мальчик в роли отца пришел домой, не поздоровался и просит ужин. А девочка в роли мамы сказала: «Ты даже не поздоровался, а уже просишь есть. Какой ты грубый!». В данной ситуации мы видим, что дети с более высоким уровнем развития культуры речи могут помочь детям с низким уровнем овладеть теми знаниями и навыками, которые ребёнку нужны в дальнейшей жизни для полноценного общения с окружающими людьми. Поэтому педагогу всегда необходимо объединять детей вокруг какого-либо дела: полив цветов, уборка в комнате, подготовка к мероприятию, так как всё это позволяет им вместе прочувствовать ситуацию успеха, испытать чувство удовлетворения, проявить взаимопомощь и доброжелательность. Если сегодня дети  вместе принимали участие в эстафете и болели друг за друга, то завтра один из них не захочет нагрубить другому, потому что их скрепила общая деятельность, стремление к победе. В арсенале педагогов имеется огромное количество методов и приемов формирования культуры речи, которые могут разнообразить и обогатить жизнь детей в дошкольной образовательной организации. Например, утром встречаем детей приветливой улыбкой, здороваемся, спрашиваем о том, как они провели утро, проводим интересную беседу. Дети будут увлечены и жизнерадостны, и этот настрой необходимо сохранить в течение всего дня и тогда общение между ними будет проходить приветливо, и культура поведения и речи будет только расти. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения во время нахождения в ДОО почти всегда заняты в коллективной работе. Это и непосредственная образовательная деятельность, различные сюжетно - ролевые и дидактические игры, театрализованная деятельность, занятия на прогулках: наблюдения, экскурсии. Вся эта деятельность направлена на побуждение к обмену впечатлениями. А если ребенок хочет поделиться, то он должен обратиться к другому ребёнку и только тогда возникнет диалог, ведь главным условием работы с детьми является, чтобы общение «ребёнок - ребёнок» шло по собственному побуждению. Так как деятельность в группе ставить воспитанников перед необходимостью что-либо делать вместе: играть, трудиться, заниматься спортом и так далее. Задача взрослых при таком подходе состоит в том, чтобы направлять взаимоотношения детей на формирование  культуры в общем, и речевой в частности. Необходимо учить детей договариваться, не вступая в конфликты, проявлять терпение и вежливость по отношению к другим, делиться игрушками, не врываться в чужую игру, а спросить разрешения поиграть с детьми. Ребенок к концу дошкольного возраста должен уже обладать знаниями и навыками культурного поведения и употреблять их в общении со сверстниками и в отношении взрослых людей. Одним из важнейших условий формирования речевой культуры общения является то, что только под руководством взрослого (педагога, родителя, психолога) дети приобретают опыт культурного речевого общения. Взрослый координирует деятельность, выбирает игры для совместной игровой деятельности с тем, для каких целей используется эта игра, какие воспитательные задачи она преследует. Если игра коллективная, то необходимо знать, психические и физические особенности детей, уровень общения, их взаимоотношения и их предпочтения. Примеры культурного общения легче усваиваются дошкольником, если работа над этим со стороны воспитателя ведётся целенаправленно и систематически. Если педагог уделяет внимание такой работе не только во время режимных моментов, но и следит, как ведут себя дети во время свободной самостоятельной деятельности, если интересуется у родителей, как ведут себя дети вне стен образовательной организации. Ведь ребёнок дома общается со сверстниками и взрослыми. Формирование культуры общения, так же, как и развитие любого психического процесса дошкольника требует целенаправленной работы с родителями, так как они служат главным примером для ребенка. Например, ребёнок не извинился за то, что забрал книжку у девочки. На вопрос воспитателя: «Разве можно так делать? Что ты должен был сказать, чтобы с тобой поделились книгой?», мальчик сказал «Ну я же просто взял книжку. Мой папа всегда так делает». Домашняя среда общения оказывает огромное влияние на старшего дошкольника, которое порой нельзя перебороть с помощью педагогических средств. Организовывая среду для развития культуры речевого общения, педагог должен руководствоваться не только дидактическими принципами (наглядность, систематичность, доступность и другими), но и методическими принципами, которые могут способствовать интенсификации воспитательного и образовательного процесса в ДОО, определению содержания работы, методов и приёмов формирования культуры речевого общения в соответствии с общим развитием речи дошкольников. Методические принципы в данном контексте понимаются как общие правила, руководствуясь которыми педагог выбирает оптимальные средства обучения и воспитания. Они выступают во взаимосвязи друг с другом и отражают специфику воспитания культуры речевого общения дошкольников, в понятие которой входит общее развитие речи детей и навыки культурного поведения, необходимые в процессе межличностного общения детей. Уже в младшем дошкольном возрасте взрослый (педагог или родители) должны формировать у ребёнка спокойный приветливый тон в разговоре со сверстниками или взрослыми, а также необходимо обращать внимание и искоренять отрицательные интонации, очень часто присутствующие при общении детей: плаксивость, грубость и капризы. В примерной образовательной программе отмечается, что ребёнок старшего дошкольного возраста уже обладает всеми основными навыками культуры поведения в процессе межличностного общения. Он уже должен уметь тихо и спокойно разговаривать, при беседе смотреть в лицо собеседнику, вести себя вежливо, здороваться и прощаться без напоминания, знать, когда можно немного пошуметь, а когда уместно вести себя тихо и сдержанно. Все вышеперечисленные навыки должны быть прочными. А так как правила культуры общения усваиваются только в процессе её применения, то очень важно своевременно включать детей в сферу общения с окружающими, организовывать различные виды её применения на практике. Виды форм организации речевой практики могут быть различными это и:  чтение художественных произведений, когда на поступках- литературных героев дети усваивают морально-нравственные отношения;  рассматривание иллюстраций и пересказ их содержания;-  повторение стихотворений;- дидактические игры и упражнения.- Решение речевых познавательных задач необходимо дошкольникам для дальнейшего использования их результатов в общественной жизни. Важным методическим принципом является принцип речевого действия. Педагог должен помнить о том, что не всякое вежливое обращение есть культура речевого общения. Фразы, которые говорит ребёнок, при обращении к другому человеку будут действительной речевой культурой лишь при соблюдении ряда условий:  при наличии у воспитанника внутреннего мотива (почему это- надо сказать);  при наличии мысли (какое содержание нужно передать словами). Процесс обучения должен строиться так, чтобы действия ребёнка были подлинно речевыми в каждый момент обучения. В результате обучения у детей должны быть сформированы те речевые навыки, без которых невозможно создать любое, даже элементарное вежливое высказывание (навыки выбора слов, их изменение, соблюдение ситуаций и изменение употребления слов в соответствии с ними). Навык культурной речи может считаться сформированным лишь при условии, если он переносится на новые, еще не встречающиеся ситуации. Очень важным приёмом формирования культуры речевого общения является использование примера взрослого и сверстников. Взрослые всегда  были примером поведения для дошкольников. Как поступает взрослый, особенно близкий человек, так будет поступать и ребёнок. Сверстники также будут выступать примером. Дети хотят быть на кого-либо из них похожими, хотят, чтобы с ними дружили и поэтому перенимают на себя качества другого ребёнка. Беседа является очень важным приемом не только для развития культуры общения, но еще и развитием связной речи. Беседа является целенаправленным обсуждением какой-либо темы, заранее организованным с подготовленными вопросами диалогом. В процессе беседы у ребёнка развивается логическое мышление, что способствует развитию развернутых логических высказываний и улучшению коммуникативной функции. Также беседа является важнейшим звеном в воспитании нравственных качеств ребёнка (сдержанности и вежливости): он должен научиться, внимательно, слушать, не перебивая собеседника. Беседа отличается от всех форм общения тем, что в ней всё зависит от самого ребёнка. Он должен обдумать свой ответ на вопрос собеседника, но сделать это быстро, иначе пауза может оказаться неловкой. Всегда нужно следить за ходом беседы, чтобы не потерять главную мысль и не отклониться от темы, это будет выглядеть невежливо по отношению к собеседнику. А это очень сложно для старшего дошкольника. Ведь нужно быть предельно внимательным и в то же время вежливым. Поэтому если ребёнку удается вести целенаправленную беседу в течение 5-7 минут, и при этом речь понятна собеседнику, то это очень хорошо. Значит, у него формирование речевой активности находится на высоком уровне, и педагог должен стремиться к тому, чтобы большее количество детей участвовало в диалогах или в коллективных обсуждениях какого-либо мероприятия или задания. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать  вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации. Таким образом, для формирования речевой культуры общения используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня развития речевых навыков и умений у детей, от их жизненного опыта, от характера языкового материала и его содержания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с

   дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2003 – 251 с.

2.Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития

    речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –

    М. : Академия, 2000 – 560 с.

3.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] /

   А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-синтез, 2009 – 251 с.

4.Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей

    дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Сфера, 2012 – 68 с.

5.Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] /

   О. Ю. Безгина. – М. : Мозаика-синтез, 2004 – 150 с.

6.Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. –

    Богуславская, Н. Е. Детская речь и пути ее совершенствования

    [Текст] / под ред. Н. Е. Богуславской. – СПб. : СГПИ, 1989 – 109 с.

7.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] /

   Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской.

    Ростов н/Д. : Феникс, 2005 – 544 с.

8.Введенский, Б. А. Большая советская энциклопедия [Текст] / под

    ред. Б. А. Введенского. – М.: Научное издательство «Большая Советская

   Энциклопедия», 1958 – 650 с.