Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6311 "Обучение детей монологической речи"

Опубликовано 13.01.2021

 

Шадрина Надежда Ивановна

Воспитатель

МКДОУ "Детский сад "Тополёк", с. Мильково, Камчатский край

 

«Обучение детей монологической речи» (старший возраст)

(методические рекомендации)

 

Непринуждённое общение со взрослым является главным условием формирования конкретных речевых умений дошкольников.

 

Фрагменты конспектов НОД по степени их усложнения и закрепления усвоенного материала.

НОД № 1

Цель: познакомить детей с понятием «монолог»; дать характеристику типам монологических высказываний; упражнять в умении отличать описание от повествования.

Ход НОД. Воспитатель предлагает вспомнить, что такое диалог. (Умение задавать вопрос и строить ответ в соответствии услышанным)

Уточняет знания детей с помощью специального упражнения. Например, Таня задала Максиму пять вопросов, на которые он ответил так:

  1. Да, сделал.
  2. Пойду через пять минут.
  3. Хорошо, сейчас дам.
  4. Конечно, видел.
  5. Поеду к дедушке.

Какие вопросы услышал Максим?

Воспитатель предлагает одному ребёнку задать эти вопросы, а другому – ответить.

          Выслушав ответы детей, познакомить их с новым понятием: «Если один говорит, а другие его слушают, то речь говорящего называется монологом. Его формы различны: повествование (рассказ о событиях, приключениях) и описание»

НОД № 2 

Цель: закрепить общее представление о последовательности изложения. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании.

Ход НОД. Воспитатель напоминает, что в устной речи важно соблюдать последовательность: например, в диалоге сначала задаётся вопрос, а затем следует ответ.

          На конкретном примере воспитатель объясняет правила последовательного описания. Дети получают задание угадать по описанию, о каком сказочном персонаже идёт речь: «Это женщина. У неё седые растрёпанные волосы, мохнатые брови, нос крючком». Выслушав ответы детей, показывает изображение Бабы-Яги и предлагает дополнить её портрет. После того, как будут названы все детали, воспитатель говорит: вначале мы последовательно, т.е. по порядку, описали лицо Бабы-Яги, а затем одежду». Потренируйте детей в игре «Узнай по описанию».

           

НОД № 3

Цель: закрепить полученные детьми навыки построения высказываний – описаний.

Ход НОД. В ходе беседы о портретной живописи воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Кто изображён на портрете?
  2. Что можно рассказать о нём (о ней)?
  3. Что особо привлекло ваше внимание?
  4. Что ещё здесь изображено?
  5. Что эти предметы рассказали о человеке? 
  6. Как вы считаете, о чём думает человек, изображённый на картине?
  7. О чём вам говорит лицо этого человека?
  8. О чём говорят его глаза?
  9. О чём говорит фон картины?

При описании следует поощрять стремление детей прежде всего выражать собственное отношение, а не подробное перечисление признаков.

НОД № 4

Цель: в доступной форме подвести детей к пониманию целостности структуры повествования.

Ход НОД. Воспитатель предлагает вспомнить прочитанную недавно сказку и проводит беседу по вопросам.

  1. О чём эта сказка?
  2. Назови героев сказки?
  3. Как сказка начинается?
  4. С какого события начинают разворачиваться действия в сказке?
  5. Перечислите дальнейшие события, названные в сказке.
  6. Чем сказка заканчивается?

В ходе НОД можно использовать картинки из серии «Расскажи сказку».

НОД № 5

Цель: уточнить понимание детьми целостности структуры повествования: показать роль повествования.

Материал: сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Ход НОД. Воспитатель читает середину и конец сказки. Спрашивает, что это за сказка и о чём в ней идёт речь. Вместе с детьми делает вывод, что начало повествования необходимо, так как должно быть ясно, о ком или о чём пойдёт речь, где и когда произошёл тот или иной случай.

Проводится игра «Угадай-ка»: воспитатель читает название рассказа, а дети предполагают, о чём здесь идёт речь.

НОД № 6

Цель: показать значение целостности повествования.

Материал: рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».

Ход НОД. Воспитатель читает только начало и конец рассказа (произведение детям не знакомо). Вместе с детьми делает вывод, что без средней части рассказ становится неинтересным, т.к. неизвестно, как развивались события. Воспитатель предлагает придумать свои варианты развития сюжета. (Полный текст произведения Л.Н. Толстого воспитатель читает во вторую половину дня).

 

НОД № 7

Цель: упражнять детей в умении домыслить незаконченное произведение.

Материал: картина из серии «Расскажи сказку»

Ход НОД. Воспитатель напоминает детям, что они научились выделять начало и центральную часть в рассказах и сказках, даже самостоятельно их придумывать. Но любое произведение имеет концовку, где говорится о том, чем завершилось событие.

          Воспитатель предлагает провести викторину. Дети получают картинки из серии «Расскажи сказку», изображающие начало и центральную часть известного рассказа. Даётся задание: самостоятельно придумывать концовку, сравнить её с замыслом автора.

НОД № 8

Цель: упражнять детей в составлении плана рассказа.

Материал: картинки из серии «Расскажи сказку»

Ход НОД. «Прежде чем начать сочинять сказку или какую-нибудь историю, – говорит воспитатель, – надо решить, о чём вы будете рассказывать.  Затем следует придумать героев повествования и события, которые станут началом приключений этих героев. Подумать о событиях, которые будут происходить в средней части, и подумать, чем закончить рассказ».

          С помощью картинок из серии «Расскажи сказку» дети упражняются в составлении плана повествования.

          Последующие НОД проводятся как контрольные. Каждому ребёнку предлагается составить рассказ (желательно с элементами описания) по сюжетной картинке. Так же организуются творческие конкурсы-задания по темам: «Смешной случай», «Моя сказка» и т.д.