Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Рабочая программа
по образовательной области «Познавательное развитие»
непрерывная образовательная деятельность
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
для средней группы общеразвивающей направленности
Пояснительная записка
Рабочая программа непрерывно образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Ознакомление с предметным и социальным окружением: Дыбина. О.В., средняя группа М.: МОЗАИКА_ СИНТЕЗ, 2015
Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей, Ю.А Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Основная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе осуществляется в рамках непрерывно образовательной деятельности (далее по тексту НОД)
Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 17 раз в год (2 раза в месяц), длительностью одного НОД - 20 минут.
Цель: создание условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям, формирование у детей дошкольного возраста первичного образа мира посредством развития познавательного интереса, потребностей и способностей детей, через самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Задачи:
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
- Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
- Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
- Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
- Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий.
Национальный региональный компонент реализуется в ходе игровой деятельности (дидактические и подвижные игры), бесед, наблюдений в природе, является частью непрерывно образовательной деятельности.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическое развитие» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. «Социально-коммуникативное развитие» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. «Художественно-эстетическое развитие» - расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства, - использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, - использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познавательное развитие». |
«Речевое развитие» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира). «Художественно – эстетическое развитие» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Социально-коммуникативное развитие». |
Особенности организации образовательного процесса
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач осуществляется в ходе организованной детской деятельности, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Формы организации образовательной деятельности
Содержание работы |
Форма работы |
Форма организации детей |
Непрерывная образовательная деятельность |
||
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» |
Познавательная беседа, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и иллюстраций, создание специальных ситуаций, проектная и опытническая деятельность, исследовательская деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач, музыкально-дидактические игры, целевые экскурсий и прогулки, игры и развлечения, трудовая и продуктивная деятельность, проблемные ситуации, составление описательного рассказа, презентации. |
Подгрупповая, индивидуальная |
Тематический план
№ |
Раздел |
Тема |
Количество НОД |
В том числе практической |
1 |
Предметное окружение |
Расскажи о любимых предметах |
1 |
1 |
2 |
Явления окружающей жизни |
Моя семья |
1 |
1 |
3 |
Предметное окружение |
Петрушка идет трудиться |
1 |
1 |
4 |
Явления окружающей жизни |
Мои друзья |
1 |
1 |
5 |
Предметное окружение |
Петрушка идет рисовать |
1 |
1 |
6 |
Явления окружающей жизни |
Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь |
1 |
1 |
7 |
Предметное окружение |
Петрушка-физкультурник |
1 |
1 |
8 |
Явления окружающей жизни |
Целевая прогулка «Что такое улица» |
1 |
1 |
9 |
Предметное окружение |
Узнай все о себе, воздушный шарик |
1 |
1 |
10 |
Явления окружающей жизни |
Замечательный врач |
1 |
1 |
11 |
Предметное окружение |
В мире стекла |
1 |
1 |
12 |
Явления окружающей жизни |
Наша армия |
1 |
1 |
13 |
Предметное окружение |
В мире пластмассы |
|
1 |
14 |
Явления окружающей жизни |
В гостях у музыкального руководителя |
1 |
1 |
15 |
Предметное окружение |
Путешествие в прошлое кресла |
1 |
1 |
16 |
Явления окружающей жизни |
День победы |
1 |
1 |
17 |
Явления окружающей жизни |
Мой город |
1 |
1 |
|
Итого |
17 |
17 |
Содержание рабочей программы
№ |
Тема |
Программное содержание |
1 |
Расскажи о любимых предметах |
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его, детали, функции, материал |
2 |
Моя семья |
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи. |
3 |
Петрушка идет трудиться |
Учить детей группировать предметы по назначению, воспитывать желание помогать взрослым. |
4 |
Мои друзья |
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. |
5 |
Петрушка идет рисовать |
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению. Развивать любознательность. |
6 |
Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь |
Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, детского сада, где оказывают помощь детям.) (Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. |
7 |
Петрушка-физкультурник |
Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. -Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению. Побуждать детей группировать предметы по назначению. |
8 |
Целевая прогулка «Что такое улица» |
Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить ребенку ,как важно знать свой адрес. |
9 |
Узнай все о себе, воздушный шарик |
Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и свойством его использования. |
10 |
Замечательный врач |
Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результаты труда достигается с помощью отношения к труду ( деловые и личностные качества) показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества ,интересы |
11 |
В мире стекла |
Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. На основе полученных представлений сформулировать правила обращения со стеклянными предметами.
|
12 |
Наша армия |
Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие«защитники Отечества» (войны, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). |
13 |
В мире пластмассы |
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
14 |
В гостях у музыкального руководителя |
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду. |
15 |
Путешествие в прошлое кресла |
Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма) |
16 |
День победы (экскурсия к вечному огню) |
Познакомить детей с праздником День победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войне. В честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. |
17 |
Мой город |
Продолжать закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город |
Требования к результатам освоения компонента образовательной области воспитанниками
К концу года ребёнок должен уметь:
Узнавать и правильно называть предметы.
- Анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
- Устанавливать причинно-следственные. связи между строением предмета и способом его употребления.
- Ориентироваться в пространстве, и использовать соответствующий словарь (слева, справа, между, около ит.д.).
- Работать по алгоритму.
- Различать и называть специальные виды транспорта, объяснять их назначение.
- Знать значения сигналов светофора. Узнавать и называть дорожные знаки
«Пешеходный переход», «Остановка транспорта».
- Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
- Выполнять правила безопасности при взаимодействии со стеклом, тканью, бумагой, льдом; ит.п.
- Использовать в различных видах деятельности представления о предметах ближайшего окружения и о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия.
К концу года ребёнок должен иметь представление:
- О детском саде и их сотрудниках, о домашнем и общественном труде людей (помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, работников почты, пожарного, милиционера, военного).
- О государственных российских праздниках «День защитников отечества»,
«Новый год», «Международный женский день».
- О стране, ее главном городе Москве, названии родного края, города, улицах родного города.
- О родственных отношениях в семье (Бабушка-мама- мамы- мама твоя и твоей сестры т.д и о взаимоотношениях между близкими членами семьи (семейных традициях и праздниках, о хобби и увлечениях).
Способы проверки освоения содержания программы
Педагогическая диагностика во всех возрастных группах проводится на основе диагностического пособия Афонькиной Ю.А. Мониторинг проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.
Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.
С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.
Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1)