ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей
с органическим поражением центральной нервной системы с
нарушениями психики имени Зинаиды Антоновой»
Статья
Тема: «Проблемы развития понимаемой и активной речи детей в доме ребёнка. Диагностика»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Выполнила:
воспитатель Егорова Н.В.
Челябинск
2019 г.
Содержание:
- Анализ условий в группе.
- Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
- Уровни развития детей.
- Диагностика уровня развития детей в группе.
- Перспективный план работы по развитию речи на год.
- Содержание работы с детьми:
- Заключение.
- Выводы.
- Список литературы.
1. Анализ условий в группе.
Я начала свою работу по данной проблеме год назад. В группе на тот период находилось 8 детей разного возраста, с разной группой развития, но у всех наблюдалось отставание как в физическом, так и в нервно-психическом развитии.
Так как важную роль в адаптации и социализации детей в дальнейшем играет развитие речи, то именно эту тему я выбрала для работы с детьми своей группы.
Как я уже отмечала, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь с персоналом и сверстниками, они постоянно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослые, окружающие малыша, не будут целенаправленно влиять на развитие их речи, усвоение языка будет затруднено.
В нашей группе живут и воспитываются дети в возрасте от 1 года 1 месяцев до трех – трех с половиной лет. Дети в группу поступают: из младших групп дома ребенка, из больниц и из дома. Все малыши, в основном, имеют неблагоприятный анамнез, диагнозы, заболевания. Это, конечно, тормозит развитие не только физическое, но и психическое, и в частности – речевое. Поэтому всю нашу работу мы строим с учетом необходимой коррекции развития речи детей.
В группе были созданы условия для полноценного развития малышей: дидактические уголки, игровые – «Парикмахерская», «Дом», «Больница», уголок с настольно-печатными играми, книжный уголок, музыкальный. Разработаны конспекты по развитию речи, пособия для занятий.
Для развития понимаемой речи использовались режимные моменты, прогулки, занятия (для удобства вместо термина «непосредственно-образовательная деятельность», однако это не предполагает проведение занятий урочного типа).
Развивая активную речь, часто общались с каждым ребенком, рассматривали иллюстрации в книгах, задавали малышам вопросы. Дети в группе были окружены вниманием и заботой, сотрудники старались не только удовлетворять потребности детей, но и внести в их жизнь радость общения.
В своей работе я особое внимание уделяла эмоциональному общению, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.
И, все же, анализируя условия в группе для развития речи детей, я пришла к выводу, что необходимо:
- Ø систематизировать конспекты занятий в удобную картотеку (в работе);
- Ø оформить помещение в группе по сезонам (выполнено);
- Ø оформить стены группы фотографиями детей и сотрудников (выполнено);
- Ø оформить для каждого малыша альбом с личными фотографиями (в работе);
- Ø пополнять игровые уголки новыми атрибутами (выполнено);
Все это мы выполняли в тесном сотрудничестве с коллективом группы, специалистами группы и старшим воспитателем.
Обогащение и активизация словаря осуществлялись практически во всех видах деятельности, в том числе с помощью дидактических игр и упражнений. Чтобы ребенок понял новое слово, запомнил его нужно, чтобы оно было наполнено конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, мы вместе его рассматривали, узнавали название, обследовали. Закрепляя новое слово, мы многократно повторяли его в разных ситуациях, объясняли происхождение слова. Общаясь с малышами, старались больше давать им поручений, задавали вопросы, при повторении стихов, сказок – давали детям возможность договаривать слова и фразы.
Известно, что хорошо поставленное речевое дыхание, обеспечивает правильное произношение звуков. Для этого мы использовали дыхательные упражнения: «Подуй на цветок», «Погаси свечку», «Подуй на снежинку», «Подуй на пёрышко».
Развитие диалогической речи осуществлялось при помощи игр и упражнений, побуждающих детей вступать в диалог. Например, во время целевых прогулок и экскурсий, дети здоровались с проходящими взрослыми и отвечали на вопросы: «Как дела?», «Все ли у тебя хорошо?». Во время индивидуальных бесед мы побуждали малышей вспомнить и рассказать, что они делали утром, кого видели на прогулке.
В соответствии с СанПиН проводилась непосредственная образовательная деятельность по области «коммуникация» согласно групповому воспитательно-образовательному плану, заверенному старшим воспитателем.
Некоторые занятия – инсценировки, наблюдения, дидактические игры проводились с подгруппой детей. Занятия, на которых воспитывались новые умения – проводились индивидуально или с подгруппой детей. Учитывая уровень речевого, умственного и физического развития детей своей группы, мы регулировали количество занятий, сложность материала.
Известно, что речевое умение или навык не сформировать за одно занятие, поэтому материал повторялся и закреплялся на следующем занятии, на прогулках, игровой деятельности и режимных моментах. После занятия игрушки и пособия оставались в группе для дополнительного рассматривания.
Так как произвольное внимание и память малышей несовершенны, они с трудом сосредотачиваются на том, что им неинтересно, поэтому каждое занятие тщательно продумывалось: чему учить малышей, как это лучше сделать. Очень помогал положительный эмоциональный настрой на занятии.
Важную роль в развитии речи детей имеет речь взрослого, его умение разговаривать. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Старались, чтобы слова и фразы, сказанные детям, не были случайны, продумывали их заранее.
В своей работе я использовала несколько факторов, повышающих эффективность занятия:
ü чередование методов и приемов работы (пояснений, указаний и показов с игровыми заданиями);
ü использование разнообразных демонстрационных материалов;
ü смена поз во время занятий (паузы, физкультминутки).
Дети 2-3 лет очень наблюдательны, они живо реагировали на пополнение атрибутов в игровых уголках, сезонные изменения в оформлении группы, эмоционально рассматривали совместные фотографии.
По совету логопеда мы стали регулярно использовать артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Все сотрудники группы, общаясь с малышами, старались быть терпеливыми, без суеты рассказывали о том, что будем делать, зачем, и как этого достичь.
Мы в группе постоянно много и целенаправленно говорим с детьми в течение дня – при индивидуальном общении, во время режимных моментов, игр и занятий. В результате заметили, что дети стали больше говорить, у них появилась потребность общаться, стали задавать больше вопросов.
Ежедневные прогулки позволяют нам систематизированно проводить наблюдения и получать массу положительных эмоций. На улице очень хорошие возможности занять детей, помочь новому ребёнку адаптироваться. Например, экскурсии по территории, своему и соседнему участку, приобщают детей к совместной деятельности. На прогулке мы повторяем слова песен, стихов, потешек.
Очень полюбились детям игры-инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Малыши с удовольствием договаривают слова и фразы из сказок, подражают голосам животных.
Все эти задачи, безусловно, решались при помощи всего персонала группы, специалистов и старшего воспитателя.
Создавая условия для комфортного проживания детей, их обучения и воспитания, мы определили коллективную задачу на будущее:
- Ø продолжать систематически и планомерно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, игры, занятия, прогулки, бытовую деятельность;
- Ø целенаправленно руководить речевым развитием детей, развивать их кругозор, интерес к общению;
- Ø удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, в новых впечатлениях, в двигательной активности и положительных эмоциях;
Чтобы тем самым как можно ближе подвести наших воспитанников к возрастной норме развития речи. Ведь развитие и воспитание детей – процесс длительный и не может дать немедленных результатов.
2. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.
В нашем учреждении диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста определяется по таблице разработанной «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э. Л. Фрухт.
Второй год жизни:
Возраст |
Понимание речи |
Активная речь |
1год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется: - понимание ребенком названий окружающих предметов; по просьбе взрослого должен отыскать не менее 3-х предметов. - понимание ребенком действий; по просьбе взрослого выполняет названные действия. - ориентировка в группе: выполнение не менее 3-х поручений взрослого.
|
Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний. - в естественной ситуации наблюдение за ребенком не менее 30 минут. Ребенок разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами.
|
1 год 6 мес. |
Обобщает предметы по существенным признакам. - по просьбе взрослого ребенок должен показать среди внешне сходных предметов 2 одинаковых по значению, но различных по цвету и величине;
|
Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
|
1 год 9 мес. |
Понимает несложный рассказ по сложной картинке. Отвечает на вопросы. |
Пользуется двухсловными предложениями |
2 года |
Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. - отвечают на вопросы по рассказу взрослого;
|
При общении со взрослым пользуется двухсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
|
Третий год жизни:
Возраст |
Активная речь |
2 года 6 мес. |
Говорит многословными предложениями – более трех слов. Появляются вопросы «где?», «куда?».
|
3 года |
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «почему?», «когда?».
|
Показатели поведения детей второго и третьего года жизни:
1. Настроение – бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
2. Сон:
- засыпание – медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
- характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный;
- длительность сна – укороченный, длительный, соответствующий возрасту;
3. Аппетит – хороший, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище.
4. Бодрствование – активное, малоактивное, пассивное.
5. Индивидуальные особенности – контактен, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен.
Параметры настроения:
1. Бодрое, жизнерадостное – положительно относится к окружающим, активно играет, дружелюбен, адекватно улыбается, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное – положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены.
3. Раздражительное, возбужденное - неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, наблюдаются вспышки возбуждения, озлобленность и крик.
4. Подавленное – вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может плакать тихо, долго.
5. Неустойчивое – может быть весел, смеяться, быстро заплакать, быстро переходить от одного настроения к другому.
При правильной диагностике нервно-психического развития ребенка педагог определяет группу развития и намечает индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы с малышом для достижения положительных результатов.
3.Уровни развития детей.
В нашем учреждении живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них это дети с заболеваниями разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроцефалия, ЗРР, ЗНПР, ЗПР, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Такие дети требуют не только большого внимания и лечения со стороны медицины, но и огромной работы со стороны педагогики. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения - это коррекция всех нервно-психических реакций и процессов.
Основная задача сотрудников, обеспечивать своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, т.к. это является основой обеспечения нормального развития ребёнка, в том числе и речевого.
Уровень развития детей в нашем учреждении определяется по таблице разработанной К.Л. Печора. Этот уровень определяется группой развития ребёнка раннего возраста (нормой или отставанием от нормы развития):
I группа развития - нет отставания;
II группа развития (внимания) - 1 эпикризный срок;
III группа развития (риска) – 2 эпикризных срока;
IV группа развития (высокого риска) – 3 эпикризных срока;
V группа развития (диспансерная «А» и «Б») – 4-5 эпикризных сроков;
Ниже V группа развития - более 5 эпикризных сроков;
Цель нашего педагогического коллектива – это достаточно полноценная коррекция и компенсация дефектов развития ребёнка, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
4. Диагностика уровня развития детей в группе.
Период раннего детства – совершенно особый период, период созревания всех органов и систем. Поэтому важно знать не только особенности развития ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи или больницы дети поступают в дом ребенка.
Мной были выделены проблемы:
- проблема достаточно низкого уровня нервно-психического и физического развития;
- проблема адаптации к новым условиям жизни;
- низкий уровень речевого развития.
У детей становление речи происходит не стихийно, оно проходит несколько этапов. Стоит отметить, что если ребенок запаздывает в речевом развитии, на это влияет ряд факторов. Во–первых, среда, в которой растет ребенок: чем чаще он слышит разговор, чем больше вы вовлекаете его в диалог, тем больше вероятность того, что ребенок вскоре освоит систему языка. Во–вторых, психические особенности ребенка, которые, безусловно, индивидуальны.
Весь период речевого развития от 1 до 5 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.
Именно поэтому очень важно не упустить те возможности, которые характерны для детей этого возраста. Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень развития малыша.
Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития ребенка. На первом году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на втором-третьем году – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого и ребенка, проходящее в непринужденной ситуации.
Таблица№2 ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ – 4 ЛЕТ Материал разработан Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной ( методическое пособие: Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. /К.Л.Печора - М.:2006 г)
|
|
Линии развития |
Возраст |
Понимание речи |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра и действия с предметами |
Движения |
Навыки |
Конструктивная деятельность |
Изобразительная деятельность |
|||
грамматика |
вопросы |
цвет |
форма |
||||||||
Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации |
Пользуется многословными предложениями |
Где? Куда? |
Подбирает к образцу предметы 4-х цветов |
Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов |
Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения |
Перешагивает через палку, приподнятую над полом на высоте 28-30 см |
Самостоятельно одевается( не застёгивает пуговицы). Ест довольно аккуратно |
Самостоятельно делает постройки и называет их ( дом, диван) |
Рисует горизонтальные, вертикальные линии |
||
2г.6мес |
|||||||||||
3года |
Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы |
Пользуется придаточными предложениями |
Почему? Когда? |
Называет 4 цвета |
Использует по назначению геометрические фигуры (путём наложения) |
Начало ролевой игры |
Перешагивает через палку, приподнятую над полом на расстоянии 30-35 см |
Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого. Пользуется сал-феткой при еде |
Делает сложные постройки (гараж, лестница, дом) называет их и обыгрывает |
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, домик) |
Используя методику по диагностике уровня развития детей, дидактические игры, речевые занятия, я определила:
ü понятна ли речь выбранных детей;
ü служит ли она средством общения;
ü говорят дети предложениями или простыми словами;
ü понимают ли даваемые поручения.
Чем раньше определить уровень развития речи детей, тем скорее можно начать работу по ее развитию, формированию словаря, грамматики, правильного звукопроизношения.
В своей работе я особое внимание уделила эмоциональному общению, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для решения поставленных задач использовали следующие педагогические средства:
- Ø познавательные занятия;
- Ø занятия-ситуации;
- Ø наблюдения;
- Ø наглядный материал;
- Ø методическую, познавательную и художественную литературу;
- Ø дидактические игры;
- Ø сюжетные картинки.
Зная особенности развития детей своей группы, в работе использовала постепенность, систематичность, неспешность. Часто меняла дидактические и развивающие игры, материал, постепенно усложняла содержание.
Для освоения новых слов использовала приемы сравнения.
Для своей работы я отобрала троих детей, достаточно долго пребывающих в нашей группе.
Работа и диагностика с детьми за период 2017-201 8год
Тимур, 2 года
На начало нашей работы, мальчик поступил из карантинной группы, где находился в течение двух недель. Ребёнок была замкнут, напуган, эмоционально неустойчив, очень капризен, не разговаривал. Играл один. При поступлении отставал в речевом развитии. Инструкции и просьбы взрослого игнорировал.
Наташа, 2 года 1 мес.
Девочка поступила из младшей группы дома ребенка. Адаптация прошла успешно, она активно знакомилась с детьми и сотрудниками, легко вступала в контакт, был достаточно общителен. В речевом развитии отставал
Глеб , 2 года 3мес.
Поступил из младшей группы. Проходил адаптацию. Ребенок быстро привыкал к новой обстановке, был контактен, ласков. В речевом развитии отставал.
В свободной деятельности, на занятиях, прогулках, режимных моментах мы наблюдали за детьми, общались индивидуально, заносили выводы в дневник наблюдений, чтобы определить уровень развития детей.
Вначале учебного года провели начальную диагностику.
Начальный мониторинг
Август 2017г.
Ф. Имя ребенка, возраст |
Развитие речи |
||
Понимание речи |
Активная речь |
Группа развития |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Тимур 2года
|
12мес. |
10мес. |
ниже V группа развития, отстает на 6 эпикризных срока
|
Наташа 2года 1 мес. |
1г. 6м. |
1г. 3м. |
IV группа (высокого риска), дисгармоничное развитие, отстает на 3 эпикризных срока |
Глеб 2г. 3мес. |
1г. 6м. |
1г. 3м. |
IV группа (высокого риска), дисгармоничное развитие, отстает на 3 эпикризных срока |
Проанализировав уровень нервно-психического развития, нами были намечены задачи:
- Ø создать условия для успешной адаптации;
- Ø создать условия для эмоционального развития;
- Ø укреплять и сохранять здоровье детей;
- Ø развивать понимаемую и активную речь;
- Ø спланировать коррекционную работу по развитию всех нервно-психических процессов;
- Ø создать условия для комфортного пребывания ребенка в группе;
- развивать ориентировочно-познавательную деятельность.
По результатам диагностики мной был составлен перспективный план (указан ниже) работ с детьми на год.
К концу первого полугодия провела диагностику уровня развития детей:
Промежуточный мониторинг
Февраль 2018г.
Ф. Имя ребенка, возраст |
Развитие речи |
||
Понимание речи |
Активная речь |
Группа развития |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Тимур 2г. 6м. |
1г. 6мес. |
1г.3 мес. |
V группа (дисп. «Б»), дисгармоничное развитие, отстает на 4 эпикризных срока |
Наташа 2г. 7м. |
1г. 9м. |
1г. 6м. |
IV группа (высокого риска), дисгармоничное развитие, отстает на 3 эпикризных срока |
Глеб 2г. 9м. |
1г. 9м. |
1г. 6м. |
IV группа (высокого риска), дисгармоничное развитие, отстает на 3 эпикризных срока |
Итоговый мониторинг
Август 2018г.
Ф. Имя ребенка, возраст |
Развитие речи |
||
Понимание речи |
Активная речь |
Группа развития |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Тимур 3года |
2 года |
1г.6 мес. |
V группа (дисп. «Б»), дисгармоничное развитие, отстает на 4 эпикризных срока |
Наташа 3г. 1м. |
2г.6мес. |
2года |
III группа(риска), дисгармоничное развитие, отстает на 2 эпикризных срока |
Глеб 3г. 3м. |
2года |
2года |
III группа(риска), дисгармоничное развитие, отстает на 2 эпикризных срока |
Из мониторинга видно, что все дети дали положительную динамику в развитии речи. Тимур, Наташа и Глеб улучшили группу развития. У всех детей стабилизировалось эмоциональное состояние, они стали с интересом заниматься, общаться друг с другом и взрослыми.
5 . Перспективный план работы по развитию речи на год.