детский сад комбинированного вида «БерЁзка»
(МбДОУ ДС КВ «БерЁзка»)
Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей.
Выполнила: инструктор по физкультуре
Шиве Оксана Сергеевна
Г.Новый Уренгой
2022год
Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ от 17.10.2013 года № 1155)
Основные принципы дошкольного образования:
- п.2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- п.3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- п.4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- п.5 создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений ;
- п.6 формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка
Инициатива – это:
- внутреннее побуждение к новой деятельности;
- способность к самостоятельным активным действиям.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Что нужно для развития детской инициативы?
- Давать простые задания (снимать страх- «не справлюсь»).
- Давать интересные задания.
- Поддерживать инициативу.
Каким способом поддержать инициативу?
- Создание предметно-пространственной среды
- (выбор деятельности по интересам)
- Выбор сотоварищей
- Стимулирование любознательности
- детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
- Тактично сотрудничать с детьми:
- - не стараться всё сразу показывать и объяснять,
- - необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно
Например:
1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии
2. Игра - потребность в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы:
- организация и проведение игры: сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов;
- введение дополнения в правила игры (усложнения),
- введение новых ролей;
- определение победителя.
Самостоятельность –независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через: 1. Поручения детям-дежурным
Младшие дошкольники :
- отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу,
- расставить инвентарь для перешагивания, ходьбы между предметами, для перепрыгивания через положенные веревочки.
Старшие дошкольники:
- расставляют физкультурный инвентарь на определенном расстоянии;
- отсчитать предметы в количестве до десяти;
- самостоятельно р азмещать необходимый физкультурный инвентарь (конусы, корзины и т.д.).
В результате последовательно проводимой работы дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.
2. Во время выполнения ОРУ и ОВД.
Используем приемы :
- назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить и выполнить самим;
- самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть);
- предлагать последний повтор сделать самостоятельно , похваливая тех детей, у которых получается лучше.
Важно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Примеры:
- - кто дальше бросит мешочек через голову назад; - кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами; - доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками; - выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом.
Творческие задания -
- это средство развития (проявления) инициативы, импровизации, самостоятельности.
- Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла.
- Дети экспериментирует, видоизменяют задания.
Задания: - представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги; - подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики; - посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить для себе препятствия.
Карточки-схемы:
Использовать картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы акробатики, и подвижных игр.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерий подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга - это умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Использование схем-карточек
- Разметить беговую дорожку - разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.
- Применять карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий.
Например; ходьба; лазание; приседания; прыжки.
- На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
- Темп указывается цветом: красный - быстро, синий - в среднем темпе, зелёный медленно.
Использование схем-карточек
- При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения самостоятельно. Используют карты-схемы по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
Развитие самостоятельности в подвижных играх
Примеры: Детям предложить:
- изменить правила знакомой игры,
- усложнить ее;
- придумать игру самим; - спросить, какие игры подсказывает погода за окном,
- напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.
Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.