Тема: «Роль тематических акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Тунгускова Светлана Васильевна,
воспитатель
Муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения «Синеглазка»
муниципального образования город Ноябрьск
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Роль тематических акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
В нашей стране патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в государственной политике. Самым благоприятным периодом для развития патриотических чувств является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте дети более любознательны и восприимчивы, их легко можно чем-то заинтересовать, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Многими психологами (А. Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Тем не менее, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности. Использование современных методов и форм патриотического воспитания позволяет достигнуть определённого результата в нравственно-патриотическом воспитании: представления о семье, нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Более подробно мы остановимся на проведении тематических акций, которые помогают нам в формировании чувства патриотизма у воспитанников нашего ДОУ.
«Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели» (словарь Ожегова).
Особенности акции заключается в том, что она, являясь групповым методом работы, охватывает непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.
Акции обладают огромным воспитательным потенциалом, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких - всех, кто нуждается в помощи. Целью проведения тематических акций является воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.
Тематическая Акция, как и любая форма работы с родителями и детьми, имеет свой алгоритм подготовки, создания и проведения:
- определение темы, цели и задач;
- формирование творческой группы (ответственные за организацию и проведение Акции);
- подбор методов и форм проведения;
- определение сроков проведения (краткосрочная или долгосрочная акция);
- составление плана проведения Акции;
-подведение итогов по результатам проведённых акций.
В нашей группе проходят тематические акции совместно с родителями.
Ежегодная всероссийская Акция «Бессмертный полк», постоянными участниками которой, являются наши воспитанники, их родители, а также воспитатели. Акция «Бессмертный Полк» направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны. В результате проведения акции у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества.
В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне жители России принимали активное участие в акциях «75 добрых дел», «Окна Победы», «Шарф Победы», «Георгиевская ленточка», «Голубь мира». Семьи воспитанников нашей группы не остались в стороне. Целью этой акции стала возможность выразить свою благодарность героям Великой Отечественной войны и почтить память об ушедших ветеранах теми средствами, которые были возможны в условиях карантина и режима самоизоляции. В процессе совместной творческой работы по оформлению окон ко дню празднования 75 - ой годовщины Победы ребята в полной мере смогли прочувствовать значимость этого дня в истории нашего народа. Семейное праздничное оформление окон к 9 мая стало нашей историей, гордостью и традицией.
В преддверии 76-летия Победы в Великой Отечественной войне участвовали в акциях:
«Победа вместе Ямал» - с воспитанниками и родителями посетили Музей воинской славы имени В. М. Григора. Дети с большим интересом слушали рассказ экскурсовода о событиях ВОВ, о фронтовых буднях, о трудовом подвиге народа, в специальных наушниках слушали аудиозапись писем красноармейцев.
«На крыльях Победы» - дети исполнили патриотические песни, рассказали стихи для ветеранов вооруженных сил, участников боевых действий Матвеева Владимира Анатольевича и Андреева Вячеслава Михайловича
«Подарок ветерану» - ребята изготовили открытки своими руками для ветеранов ВОВ, тружеников тыла.
Также участвовали в акциях, посвященных Дню России (которые проводило сообщество «Большая перемена»), направленных на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, уважения к традициям и новациям российской государственности; создание педагогических условий для творческого саморазвития, самоутверждения, самореализации детей в процессе подготовки и празднования Дня России:
«Испеки пирог и скажи спасибо» - запустили в соцсетях акцию: подари пирог собственной выпечки тем, кого хочешь поблагодарить, и скажи «спасибо». На пироге разместили маленький флажок триколор.
«Русское слово» - воспитанница подготовительной группы Проскурякова Мирослава прочитала наизусть стихотворение Ю. В. Друниной «О, Россия, с нелегкой судьбою страна».
«Рисую Россию» - дети вместе с родителями создали рисунки на тему будущего и настоящего России, кем они, молодые граждане России, себя видят в перспективе.
День народного единства - это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия
Наши ребята приняли участие в патриотической акции «Мы едины».
Таким образом, результаты нашей работы показывают, что использование инновационных технологий, а конкретно в нашем случае тематических акций, в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, ставить цели, способность выделять проблему, добывать знания, приходить к определённому результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.