Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7893 Статья Роль дидактических игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 17.04.2023
Григорьева Татьяна Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №208»
г. Чебоксары

Статья Роль дидактических игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста

 

1.3 . Роль дидактических игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в психолого-педагогической литературе  многие авторы определяют дидактическую игру как игру, создаваемую взрослыми в целях воспитания и обучения детей [Козлова, Куликова], [Логинова, Саморукова]. Наиболее полное определение, на наш взгляд, представлено в пособии О.В.Драгуновой: дидактическая игра – это игра, которая создается взрослыми для детей с целью обучения в занимательной форме, то есть для решения серьезных воспитательных задач в условиях, наиболее соответствующих возрастным особенностям (возможностям) ребенка (О.В.Драгунова).

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения [Козлова, Куликова].  Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формирования представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. А решение игровых задач требует от детей сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности [Ядэшко]. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют у них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, усидчивым и требовательным []. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности выполнения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности [Логинова, Саморукова]. Эти игры помогают детям в легкой и непринужденной форме научиться чему-либо. Такое непреднамеренное обучение носит название автодидактизма [].

Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей.

Традиционно выделяют следующие структурные компоненты дидактической игры: дидактическая и игровая задачи, игровые действия и игровые правила (Сорокина, Е.И. Удальцова, А. П. Усова, С. Л. Ново­сёлова и др.). Некоторые исследователи выделяют и результат.

 Первый, смыслообразующий компонент игры - дидактиче­ская задача, ради решения которой игра и проводится. Это те зна­ния, способности и умения детей, которые формируются в игре. Для ребёнка в игре ставится игровая задача

Главное для ребёнка в игре - это игровые действия: рассмотреть, сравнить, разделить на группы, найти похожие и т.д. Выполняя их ради решения игровой задачи, дети, незаметно для себя, осваивают интеллектуальные действия. В процессе радост­ного и увлечённого совершения детьми таких действий развивает­ся их познавательная деятельность.

Особое значение для решения воспитательных задач имеют правила дидактической игры. Они конструируют внутреннее и внешнее поведение ребёнка, его действия.

 Различают две группы правил: правила игры и правила поведения. Правила игры, организуя игровые действия, тем самым орга­низуют его познавательную, учебную деятельность. Ими опреде­ляется ход игры, последовательность игровых действий по реше­нию дидактической задачи. Правила поведения определяют характер взаимодействия участников игры. Различают правила разрешающие и запрещаю­щие. Например: не подск   азывай, не торопи, жди своей очереди и т.п. Следовательно, эти правила, устанавливая очередность вы­полнения игровых действий, определяя условия, разрешающие или запрещающие совершения детьми каких-либо действий, ха­рактер взаимоотношений между детьми, выполняют функцию формирования нравственно-волевых качеств.

Результат выступает как степень решения игровой и ди­дактической задачи.

Фактически, в структуре дидактической игры достаточно «прозрачно» выступают два параллельных плана: дидактический для педагога и игровой для ребёнка [Драгунова].

Таблица 1

Структура дидактической игры

Компоненты

Для педагога

Для ребёнка

ЗАДАЧА

Дидактические:       образователь­ные, развивающие, воспитатель­ные

Игровая: выиг­рыш, проигрыш

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

интеллектуальные (внутренние)

Игровые (внеш­ние, предмет­ные)

ПРАВИЛА

Организационные: разрешающие, запрещающие

Игровые

РЕЗУЛЬТАТ

Способности,   умения,   качества личности ребёнка

выигрыш, проиг­рыш

 

Педагогу следует всегда помнить об игровом плане ди­дактической игры, чтобы не превратить её в упражнение, чтобы полноценно использовать преимущества этой игры для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач [Драгунова].

В дошкольной педагогике сложилось традиционное де­ление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

  1. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас­ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще­ние, классификация), совершенствовать речь (умения на­зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе­ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад­ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты­вать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсце­нировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях.
  2. Настольно-печатные игрыразнообразны по содержа­нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь­ников преобладают игры, воснове которых лежит пар­ность картинок, подбираемых по сходству. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют раз­витию логического мышления, сосредоточенности, внима­ния.
  3. Словесные игрыотличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуют­ся мыслительные операции, развивается внимание, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор [Козлова, Куликова].

Необходимость соблюдать известные правила, подчинять свои действия определённым требованиям вырабатывает у ребёнка умение намеренно сосредоточивать своё внимание на сознательно намеченном объекте[7]. Например, в игре «Найди два одинаковых предмета» перед ребенком ставится задача на карточке с изображением пяти и более предметов найти два одинаковых. Это требует внимательности, сосредоточенности ребенка на картинках, чтобы при рассматривании не пропустить нужный предмет и найти точно такой же.  А в игре «Найди отличия» ребенку необходимо также умение концентрироваться на деталях, чтобы заметить отличия первого рисунка от второго. Здесь не обойтись также без определенного уровня переключения внимания, так как ребенок поочередно рассматривает первый и второй рисунки.

В процессе дидактических игр идет совершенствование всех психических познавательных процессов. Каждая дидактическая игра требует от участников более или мене длительного устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров или ведущего [Логинова, Саморукова]. Так, например, в настольно-печатной игре «Лото» дети должны внимательно слушать ведущего, одновременно следя за карточками, которые он показывает. Это необходимо для того, чтобы не пропустить одинаковые рисунки на своей большой карте. В то же время, они одновременно должны обладать определенным объемом внимания, чтобы держать все элементы своей карты во внимании. Ко всему вышесказанному можно добавить также, что подобные  игры развивают наблюдательность  и быстроту реакций.

Кроме того, в ходе дидактических игр педагог дает словесные пояснения, указания детям, что способствует направленности их внимания на  определенные, предметы, картинки или действия.

Таким образом, мы привели определение дидактической игры, рассмотрели ее структуру, основные виды и психолого-педагогические возможности, рассмотрели дидактическую игру как средство развития внимания.  Специально разработанная нами программа по развитию свойств внимания приведена во второй главе.