Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7895 Проект «Космос» старшая группа

Опубликовано 17.04.2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области
«Толмачевская СОШ № 61»
Дошкольное отделение  «Сказка»
Группа №6 «Жар Птица»

 

 ПРОЕКТ

«Космос»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

                                     Автор - составитель:

                                             Панарина Ольга Ивановна

                                                (воспитатель первой категории)                           

 

с. Толмачево 2023 г

ПРОЕКТ

«Космос»

Старшая группа комбинированного типа № 6«Жар птица»

 

По доминирующей деятельности:   познавательно- речевой, исследовательский , творческий.

 

По количеству участников:  групповой, индивидуальный.

 

Характер контактов:среди детей ТНР (5 лет ) одной группы

 

По продолжительности:  4 недели;

 

Состав проектной группы:дети старшей  группы воспитатели, логопеды,  и родители.

 

Воспитатели:

  • ставят цели и задачи;
  • организуют образовательный процесс,
  • готовят материал к совместной и самостоятельной деятельности детей, обеспечивают участие детей в конкурсах,
  • готовят презентацию проекта
  • консультируют родителей о проекте,
  •  организовывают совместную деятельность по обеспечению и оснащению проекта.

Дети:

  • участвуют в образовательной и игровой деятельности,
  • совместно с родителями  готовят сообщения .

Специалисты:

  • организует образовательный процесс,
  • распределяют обязанности среди участников проекта,
  • консультируют родителей,
  • организовывают совместную деятельность,
  • проводят с родителями мастер классы.

Родители:

  • участвуют в образовательном процессе в проведении и подготовке индивидуальных сообщений, мини-проектов.
  • закрепляют полученные детьми знания,
  • помогают в оснащении предметно-развивающей среды,
  • посещают мастер классы педагогов.

Актуальность проекта:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Дети активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Проблема:  Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа - герои их любимых мультфильмов Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Цель:    

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи :

Образовательные:

Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы

Развивающие:  

Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей.

Развивать коммуникативные навыки

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о космосе  в повседневной игровой деятельности

Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Воспитательные:

Воспитывать и прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

Воспитывать уважение к людям различных профессий и к их труду .

Воспитывать гордость и уважение к своей стране  и её достижениям

Воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.

Речевые:  

Развивать связную речь

Развивать умение составлять рассказ по плану

Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь.

 Учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог), отвечать на заданные вопросы, делать выводы;

Развивать  умение высказываться по теме.

Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Физические:

  • Продолжать знакомить с играми направленными на  укрепление здоровья детей, совершенствовать  умение двигаться в игре не наталкиваясь друг на друга,
  • развивать основные физические способности -силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость  и умение рационально использовать их в различных условиях,
  • развивать навык балансировки и координации движений;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение образовывать прилагательные от существительных (относительные прилагательные),
  • развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев рук,
  • развивать фонематический слух.

 

Методы, используемые для реализации проекта:

Наглядные методы:

- показ видеофильмов познавательного цикла;

- рассматривание иллюстраций, репродукций;

-демонстрация мультфильмов; фотографии мест в дикой природе;

 

Словесные методы:

- чтение литературных произведений, народного фольклора;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы,

- сообщения, презентации, доклады.

Практические методы:

-организация проектной деятельности,

- организация продуктивной деятельности,

- эксперементирование

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных,  малоподвижных, эстафет, сюжетно-ролевых, театраризованных. и др.);

- использование загадок и поговорок;

- проведение викторин, конкурсов.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Дети:  По окончанию проекта дети смогут:

Будут сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;

 сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире

 умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т.д.

 умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;

 овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Родители:

Расширение и укрепление формы и видов партнёрства- проведение совместных мастер-классов.

информирование родителей о содержании и задачах проекта.

 Подготовка  докладов совместно с детьми .

 привлечь их к совместной продуктивно-творческой деятельности

 рекомендовать к просмотру с детьми мультипликационных фильмов:

«Белка и Стрелка», «Космические салочки», «Смишарики», «Тайна третьей планеты», «Валл-и», «Планета сокровищ», «Мы не можем жить без космоса»

 Папка-передвижка "День космонавтики"

.Консультация для родителей "Знакомим ребенка с космосом"

.Оформление совместного плаката родителей с детьми "Дорога в космос"

 

Педагоги:

Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию

познавательно-исследовательских  способностей  через различные

виды продуктивной деятельности  Повышение  уровня  педагогической

компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

 Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных

изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных

ресурсов.

Практическая значимость.  

Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности. Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Сотрудничество с семьёй:

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность на основе педагогического сотрудничества.

Задачи:

1. Просматривать и обсуждать информацию из фильмов, мультфильмов, телепередач: о космонавтах, луноходах, звёздных путешествиях, звёздных войнах;

 

2. Привлечь родителей к пополнению знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.

3. Привлечь родителей к помощи детям при составлении творческих рассказов « Загадки космоса»

4. Понаблюдать за разными фазами луны(новолуние, узкий серп, половина луны, полнолуние.

 

Продукт проектной деятельности:  

Спортивное развлечение по теме «Космос»

 

I этап – подготовительный –

Воспитатели:

Ставят цели и разрабатывают задачи;  Знакомят родителей с предстоящим проектом. Составляют план проекта; Подбирают литературу, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, познавательные фильмы по выбранным темам; Воспитатели  подбирают игры и атрибуты; Воспитатели с логопедом подбирают  книги для домашнего чтения, составляют мини-библиотеку в группе для совместных просмотров и чтения; Логопед готовит речевой материал.

Выбор темы

На детском  совете большинство детей проголосовало за тему «Космос» её давно предлагали, в этот раз на голосовании она победила.

1 Дети проявляют большой интерес к теме .

2 У детей, поверхностные знания. Самостоятельное овладение новой информацией принимает мифическое содержание.

3 Нет реалистичного представления о многих моментах освоения космоса

Метод трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно найти ответ?

В нём можно летать, как птица (Макар)

Земля — планета (Рита)

Там в космосе — планеты (Миша)

Бывают разные планеты, например Меркурий (Саша)

 Можно на ракете летать (Ваня)

 А ещё есть солнце (Миша)  Космонавты летают в космос на быстрой ракете (Дима)

 А инопланетян не существует (Егор)

 Первый космонавт — Гагарин (Богдан)

 В космос летают космонавты(Саша) — Космос — это такая чернота, на которой висят звёзды(Рома)

В космосе есть такая штука — невесомость (Соня)

 

 

Есть ли жизнь в космосе (Миша)

Как делают ракеты (Ева)

 Кто туда летает (Милана)

 Зачем надо — космос осваивать(Тихон)

 Что едят в космосе(Милана)

 Как живут на космических  кораблях, можно спать?(София) — Что такое звёзды и их возникновения (Богдан) Что делают астронавты (Саша)

Что внутри ракеты?(Лёша)

Далеко ли от нас до Солнца?(Махамади)

Сколько звёзд на небе?(Юра)

Живут ли на других планетах? (Милана)

Как кружатся планеты? (Ваня)

  • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Спросить у сестры, брата
  • Прочитать в книгах
  • Прочитать в энциклопедии
  • Посмотреть видео и мультфильм

Посмотреть телепередачу

II этап – основной

«Паутинка» к проекту. Вопросы проекта: Какова история изучения и освоения космического пространства? Какие космические технологии находятся на службе человека? Какое влияние оказывает космос на человека?

Какое влияние оказывает человек на космос?

Беседы с использованием презентаций.

1)    Беседа «Что такое Космос»;

2)    Беседа «Первый космонавт»;

3)    Беседа «Планеты Солнечной системы».

4) Беседа «Кого принимают в космонавты?»

5) Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

 

 

Организация деятельности в центрах активности

Творческая мастерская

Рисование 

«Космонавты». «Путь к звездам», «Загадочный космос», «Космос глазами детей», «Космический пейзаж»

Рисование созвездий.

Аппликация

  1. «Звездное небо».
  2.  «Предметы космоса»

Конструирование из бумаги

«Ракеты и космические корабли».

Лепка

  1. « Космические фантазии».
  2.  «Ракета».
  3. Занятие по пластилинографии «Лепим искусственный спутник земли»
  4. Нетрадиционные формы рисования - рисование манкой с использованием пластилина « Солнечная система»
  5. «Космические фантазии – инопланетные существа»

Книжный мир

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»;

 В. Кащенко «Созвездие драконов»;

 П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;

 О. А. Скоролупова «Покорение космоса»;

 Н.Носов « Незнайка на луне»;

 стихотворения о космосе;

 загадки о космосе.

Р. Юрмин «Что внутри?»,

Г.Черненко « Как человек в космос полетел?»

 Мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили», В.Бороздин «Первый в космосе», Булычев К. «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В.Кащенко «Найди созвездия», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», А.Леонов «Шаги над планетой».

Загадки о планетах.

Рассматривание иллюстраций о полёте животных в космос

Составление рассказа « Опиши ракету».

Сюжетно-ролевой

 «Космонавты»«Путешествие на Луну»«Строители» сюжет «Строим космодром. «Путешествие к далеким планетам»

Строительный городок

Лего-конструирование «Космические аппараты», «Роботы».

Конструктивные игры из деревянного конструктора «Космодром».

Конструирование из мягкого модуля «Наш космический корабль»

Конструирование «Дома для инопланетян»

Развивайка

Д\И «Разложи планеты на орбитах», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Добавь словечко», «Найди пару», «Космос», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».  «Подбери пришельцу ракету», «Космос» «Найди дорогу на Землю», «Космическое лото»,«Хорошо – плохо»,«Найди лишнее», «Космические профессии»,«Созвездия», «Солнце - Луна»

Настольно - печатные игры: «Космос», «Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты».

Конструирование «Ракеты» из «Танграмма» и геометрических фигур.

собирание пазл (тема «Космические пазлы»);
- выкладывание картинок из счетных палочек «Ракета», «Инопланетянин»;

Конструирование из палочек «Полет в космос».

Природа и наука

Просмотр электронных презентаций: «Планеты Солнечной системы»; «Животные в космосе»; «Освоение космоса»

 Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин»; «Первый полёт»; «Экскурсия по МКС». Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Лаборатория учёных проводит исследования.

эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»,

Театральная студия

 

 

 

Игра-драматизация «Как солнце к луне в гости ходило» «Космические приключения фиксиков».

.Слушание аудиозаписей: Спейс «Космическая музыка», «Наш звездолет»

Танцевальная постановка

«Планета роботов»

Прогулка

  1. Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Возвращение в луноход», «Невесомость», «Космонавты»,  «Ждут нас быстрые ракеты»,  «Солнце – чемпион».

Спортивный

«Космонавты тренируются»

Физкультминутки «Полет на Марс», «Созвездия», «Отправляемся в полет», «Космос», «Зарядка для космонавтов».

«Подвижные игры:

Космонавты», «Космическая эстафета», «Ракетодром»,

«Невесомость», «Солнце – чемпион» « Перебежки по Луне»;

« Соберем космический мусор»;

 

Коррекционная работа

  • Артикуляционная гимнастика на звуки (Щ,Л.Р.Ш)
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Автоматизация звуков (Ш, С)
  • Игровые упражнения на ритм и движение.
  • Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд», «Космонавт», «Комета», «Будем в космосе летать».

Работа с родителями

  • Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
  • .Чтение с детьми- Информация для родителей: «15 книг для ознакомления детей с космосом».
  •   Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К.А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Консультации для родителей: «Поговорим с детьми о космосе», «Наблюдаем за луной и звездами».
  • Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

 

III этап – заключительный

Заключение:

Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В ходе реализации проекта дети получили  представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников. Можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

 

Дети :

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах

Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления,

творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно- следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы:

проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

 

Педагоги:

Наработали материл к проекту: пополнили картотеки, дидактические игры, карточки-задания, РППС. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

У дошкольников появился интерес к данной теме;

Сформировалось целостное представление о космосе

Дети знают и называют большое количество профессий, связанных с освоением космоса, могут составить описательный рассказ о профессии.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта

Родители:

установление положительных отношений между родителями

и педагогами,  установление взаимопонимания между родителями  детьми во время творческой совместной работы, развитие у родителей интереса к совместным с детьми проектам. Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о тайнах космоса, помогают оформить рисунками и картинками. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

 В результате организованных мероприятий совместно с родителями мы создали условия для развития свободного общения с детьми. Так совместными усилиями была создана равивающая среда , способствовавшая свободному общению с детьми и взрослыми.