Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8511 Мастер - класс "Необычное в обычном" (с использованием микроскопа)

Опубликовано 10.04.2024

 

 

Мастер класс по теме:

«Необычное в обычном»

СКАЧАТЬ (с фото)

(с использованием микроскопа)

 

                                                                             Автор-составитель:

                                                    Воспитатель, высшая категория

                                                     Заматырина Ольга Владимировна

 

г. Саратов, 2024г.

 

 

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения.

Задачи:

- Познакомить  педагогов с детским микроскопом, показать эксперименты (опыты) с микроскопом;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование микроскопа в совместной образовательной деятельности с детьми  экспериментов и опытов.

Оборудование: микроскопы c увеличением в 100, 400 и 1200 раз.

Набор объектов для проведения опытов: листья алоэ и фиалки, взрослый окрашенный волос и волос ребёнка, сахар и соль, кожуру апельсина и напиток «Снежок», железную пилку для ногтей, пыль и капроновые колготки

Ход мастер-класса:

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Объясняя ребёнку, как устроен окружающий мир,  педагоги часто делают упор на теорию, а не на практику. Однако в обучении важно не только услышать, как происходят те или иные процессы, но и увидеть их вживую. Особенно это необходимо детям, которым нужно всё потрогать, пощупать, и это нормально – так происходит процесс познания.

Микроскоп – это инструмент, который позволяет совершать открытия, увидеть то, что невозможно увидеть невооруженным глазом.Вместе с ним можно сделать много удивительных открытий. И такое обучение уж точно не будет скучным.

Существуют специальные детские микроскопы, предназначенные для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако не нужно считать их бесполезной игрушкой. По своему функциональному назначению они мало чем отличаются от «взрослых» аппаратов, которые используются в лабораториях. Главное отличие – это дизайн. Модели для ребятишек обычно окрашены в яркие манящие цвета, чтобы малыш сразу проявил интерес.

Выбирая микроскоп, не нужно сразу гнаться за большой мощностью и многократным увеличением, ведь на данном этапе для ребёнка это не так важно. Достаточно стандартного монокулярного аппарата, в комплекте с которым обычно продаются несколько объективов, и вместе с окуляром они увеличивают предмет до 800 крат. Этого достаточно для того, чтобы разглядеть, как всё устроено.

Мы с детьми познакомились с устройством микроскопа и научились пользоваться им. Постарались запомнить все названия деталей, так как дети к устройству микроскопа  и названиям его деталей проявляли повышенный интерес.

Я вкратце вам расскажу об устройстве  микроскопа:

- Окуляр.

- Оптическая трубка микроскопа. Служит для фокусировки объективов (увеличения – уменьшения рассматриваемого предмета, достижения четкости изображения).

 - Вращающаяся колонка микроскопа с объективами и индикатором питания.  В нашем микроскопе три объектива с различным увеличением - это значит, что они увеличивают объект в 100, 400 и 1200раз.

- Столик. Имеет отверстие посередине для того, чтобы свет, отраженный от зеркала или искусственного света, попадал в линзы микроскопа через исследуемый объект.

- Фиксаторы столика (зажимы), прикреплены к столику и подвижны, фиксируют предметное стекло.

- Отражающее зеркало и источник света. Источник света располагается за зеркалом.

- Подкова-основание.  

Когда и где можно использовать микроскоп в работе с детьми дошкольного возраста?  Можно рассматривать подмикроскопом срезы овощей и фруктов, части растения – срезы стеблей и листьев, оболочки семян,  иными словами,  те части, которые  захотят исследовать дети.

Можно  рассматривать кристаллы соли, сахара, пищевой соды. Почва -  тоже интересна, как объект исследования под микроскопом. В чашках Петри можно посеять разные культуры микроорганизмов, рассмотреть  протухшую воду. В ходе ознакомления детей с особенностями строения животных можно рассматривать перья, шерсть, усики и перепончатые крылья насекомых.

Изучая объекты, мы с детьми узнали, как  выглядят  привычные  для  нас  вещи, когда  на  них смотришь  через  микроскоп: листья алоэ и фиалки, взрослый окрашенный волос и волос ребёнка, сахар и  соль, кожура апельсина и напиток «Снежок», железная пилка для ногтей, пыль и капроновые колготки.

 

Дети учились описывать то, что они видели в микроскоп и зарисовывать на листочках бумаги увиденное.

 

Кто  из  нас  раньше  в  детстве  не  мечтал  иметь  микроскоп, чтобы  увидеть  удивительный микромир, который  скрыт  от  невооруженного  глаза  человека.Сегодня  мы поэкспериментируем  сами, используя  микроскоп. Начинаем!Перед нами буква из газетного текста под микроскопом.

Ну  вот, теперь   вы  знаете, как  выглядят  привычные  для  нас  вещи, когда  на  них  смотришь через  микроскоп, как пользоваться микроскопом. Он откроет вам и детям широкие возможности в познавательно-исследовательской деятельности, позволит увидеть то, о чем вы, возможно, знаете уже из научных книг.Надеюсь, что знания, которые вы приобрели в процессе данного мастер – класса вам пригодятся в работе, и вы передадите свой опыт своим воспитанникам.

 

Приложение:                         

 

Рассматривание листьев Алоэ и Фиалки.

 

 

Рассматривание взрослого окрашенного волоса и детского волоса.

 

 

Рассматривание кожуры апельсина и молочного напитка «Снежок».

 

 

Рассматривание сахара и соли.

 

 

Рассматривание металлической пилки для ногтей и капроновых колготок.

 

 

Рассматривание пыли.