Шуваева О.А., Попова Е.В.
МБ ДОУ «Детский сад № 133»., г. Новокузнецк, Кузбасс
воспитатель
«Русские народные музыкальные инструменты»
Цель: Ознакомление с русским народным инструментом «ложки».
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения русской деревянной ложки;
- Пополнить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами;
- Обогащать духовную культуру детей через звучание и игру на народных музыкальных инструментах;
- Прививать интерес и уважение к русской народной культуре.
Материалы и оборудование: игрушка домовенок Кузя, деревянные ложки на каждого ребенка, корзинка с салфеткой, картинный материал («Ложки деревянные», «Мастер – ложкарь», «Роспись ложки в мастерской»), фонограмма русских народных песен и музыки, раскраски на каждого ребенка.
Ход:
Заходим в группу под русскую народную музыку.
- Ребята, а вы любите чудеса и сюрпризы? Для того чтобы оно произошло…
– Ты три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Чудо, чудо появись!»
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл в гости? Домовенок Кузя!
- Здравствуй, Кузя, а что ты нам принёс?
Домовенок Кузя: А вот отгадайте загадку: "Сама не ест, а людей кормит". (Ложка)
Воспитатель: (снимает салфетку с корзинки) Кузя, да у тебя полная корзинка деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?
- Ребята, для чего нам нужна ложка? Как вы думаете? (ответы детей)
- Что еще можно делать ложкой? (ответы детей: наливать, накладывать, насыпать, мешать…)
- Верно. А хотите узнать, для чего еще нужна ложка?
- Тогда сядем рядком, да поговорим ладком.
Садись с детьми и ты Кузя, послушай, что мы знаем о деревянных ложках.
Ложка - предмет очень древний. Когда- то давным-давно русские люди ели вот такими ложками. Ложку тогда называли едалкой, хлебалкой, потому что ей ели похлёбку, это такой жидкий суп. В старину ложку всегда носили при себе, за поясом. Без ложки в гости не ходили. А если кто – то из младших плохо вёл себя во время еды, проливал еду, был непослушным, то получал от старшего ложкой по лбу.
Ложки делали вручную мастера – ложкари, специальными инструментами.
- Как называется мастер, который делал ложки? (ответ детей)
Получалась ложка беленькая, с гладкими, тёплыми щёчками. Вот такая.
(показ нераскрашенной ложки)
- А как вы думаете, из чего же ложкарь делал такую ложку? (из дерева)
- И значит ложка какая? (деревянная)
- Сначала ложкарь делал из дерева вот такую заготовку. (показывает)
Называли её «баклуша». А уже потом вырезал из неё ложку.
Есть такое выражение: «Бить баклуши», что значит выполнять лёгкую работу.
- А вы ребята хотите попробовать, как ложкари из заготовок (баклуш) вырезают ложки? (Под песню имитируем движения ложкаря)
- Сначала ложки были грубоватыми, но со временем ложкари научились придавать им форму. Мастеру хотелось сделать ложку красивой, и вот тогда стали люди придумывать узоры для своих ложек: цветы да ягоды, травинки да листочки. (показывает и раздаёт расписные ложки)
- Расписная ложка – ласковая ножка.
И красива, и легка для любого едока.
А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. (Прослушиваем запись игры на ложках ложкарей)
Ребята, хотите поиграть на ложках? (раздаёт ложки) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Кузя на нас посмотрит.
Чем суп хлебать, тем и музыку играть!
Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Спасибо тебе Кузя, за то, что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.
Кузя раздает детям раскраски, чтобы раскрасить ложки красивыми узорами.
- Вот так ложка – красота!
Жаль что белая она…
- А мы с ребятами в нашей мастерской распишем ее узорами!