Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8516 ООД «Русские народные музыкальные инструменты»

Опубликовано 14.04.2024

Шуваева О.А., Попова Е.В.
МБ ДОУ «Детский сад № 133»., г. Новокузнецк, Кузбасс
воспитатель

«Русские народные музыкальные инструменты»

 

Цель: Ознакомление с русским народным инструментом «ложки».

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения русской деревянной ложки;

- Пополнить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами;

- Обогащать духовную культуру детей через звучание  и игру на народных музыкальных инструментах;

- Прививать интерес и уважение к русской народной  культуре.

Материалы и оборудование: игрушка домовенок Кузя, деревянные ложки на каждого ребенка, корзинка с салфеткой, картинный материал («Ложки деревянные», «Мастер – ложкарь», «Роспись ложки в мастерской»), фонограмма русских народных песен и музыки, раскраски на каждого ребенка.

 

Ход:

 Заходим в группу под русскую народную музыку.

- Ребята, а вы любите   чудеса и сюрпризы? Для того чтобы оно произошло…
– Ты три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Чудо, чудо появись!»

(Дети выполняют задание)

 Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл в гости? Домовенок Кузя!

- Здравствуй, Кузя, а что  ты нам принёс?

Домовенок Кузя: А вот отгадайте загадку: "Сама не ест, а людей кормит". (Ложка)

Воспитатель: (снимает салфетку с корзинки) Кузя, да у тебя полная корзинка деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?

- Ребята, для чего нам нужна ложка? Как вы думаете? (ответы детей)

- Что еще можно делать ложкой? (ответы детей: наливать, накладывать, насыпать, мешать…)

- Верно. А хотите узнать, для чего еще нужна ложка?

- Тогда сядем рядком, да поговорим ладком.

Садись с детьми и ты Кузя, послушай, что мы знаем о деревянных ложках

Ложка - предмет очень древний. Когда- то давным-давно русские люди ели вот такими ложками. Ложку тогда называли едалкой, хлебалкой, потому что ей ели похлёбку, это такой жидкий суп. В старину ложку всегда носили при себе, за поясом. Без ложки в гости не ходили. А если кто – то из младших плохо вёл себя во время еды, проливал еду, был непослушным, то получал от старшего ложкой по лбу.

Ложки делали вручную мастера – ложкари, специальными инструментами.

- Как называется мастер, который делал ложки? (ответ детей)

Получалась ложка беленькая, с гладкими, тёплыми щёчками. Вот такая.

(показ нераскрашенной ложки)

- А как вы думаете, из чего же ложкарь делал такую ложку? (из дерева)

- И значит ложка какая? (деревянная)

- Сначала ложкарь делал из дерева вот такую заготовку. (показывает)

Называли её «баклуша». А уже потом вырезал из неё ложку.

Есть такое выражение: «Бить баклуши», что значит выполнять лёгкую работу.

- А вы ребята хотите попробовать, как ложкари из заготовок (баклуш) вырезают ложки? (Под песню имитируем движения ложкаря)

- Сначала ложки были грубоватыми, но со временем ложкари научились придавать им форму. Мастеру хотелось сделать ложку красивой, и вот тогда   стали люди придумывать узоры для своих ложек: цветы да ягоды, травинки да листочки. (показывает и раздаёт расписные ложки)

- Расписная ложка – ласковая ножка.

 И красива, и легка для любого едока.

А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложкиЛожки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. (Прослушиваем запись игры на ложках ложкарей)

Ребята, хотите  поиграть на ложках? (раздаёт ложкиВставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Кузя на нас посмотрит.

Чем суп хлебать, тем и музыку играть!

Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Спасибо тебе Кузя, за то, что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.

Кузя раздает детям раскраски, чтобы раскрасить ложки красивыми узорами.

- Вот так ложка – красота!

Жаль что белая она…

- А мы с ребятами в нашей мастерской распишем ее узорами!