Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8528 "Современные игры современных детей"

Опубликовано 17.04.2024


 

«Современные игры современных детей»

                                  

Подготовила:

Ильина А. В.

2024г.

 

 

«Современный ребенок – какой он?»

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются  от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого - конечно, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком.  Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование.

А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так? По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться»,  «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр.

     Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения. Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствии чего «у них снижено внимание », «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать». Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения.

Педагоги  «создали» портрет современного Ребенка  исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный, плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый телевизором. В наше время современные дети очень хорошо информированы.

 

 Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам.  Дети  нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей кроется в их гиперактивности и качестве речи.

Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому  ребенку сейчас требуется   помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду и школе, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.                              

Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

 

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились, а вследствии того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции –удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение в своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим детям игровой опыт от одного поколения к другому

Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.   Вот почему основной задачей воспитания детей сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.

Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок имеет уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

 

Роль игры в психическом развитии ребёнка.   Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания школьников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В младшем школьном  возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.  Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.  В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей. Анализ практики работы свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка  и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка.    Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его.  Поэтому в школу приходят  недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей   есть, и они очевидны:  

 

1. Сюжеты игр современных  детей отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У  большинства современных детей игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных детей  значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.                          

 Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре детей - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры  детей может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Современный ребенок и интернет.

В современном мире изменяется ВСЁ! Причем перемены происходят настолько быстро, что очень сложно порой оставаться в курсе событий. Изменения касаются абсолютно всех сфер жизни. Мы уже не представляем своей жизни без компьютера, браузеров, флэшек и, конечно же, без интернета. Естественно, наши дети тоже с раннего возраста учатся овладевать просторами глобальной сети. И стоит признаться, делают это лучше многих взрослых. И дети будут им пользоваться. От этого не убежать, это такая же часть технологий для жизни, как телефон, например. Но в интернете много как полезной информации, так и той, которую детям знать еще рано. Кроме того, у ребенка может появиться компьютерная зависимость. Это официальное название синдрома, пока не подтвержденного как болезнь. Считается, что ребенок (да и взрослый человек) впервые столкнувшись с интернетом, может провести за компьютером от 5 до 8 часов. Но такое увлечение может занять минимум три месяца, максимум полгода, а потом интерес постепенно падает и человек возвращается к обычной реальности и привычному для него досугу. Если спустя шесть месяцев маниакальная привязанность к компьютеру и интернету не падает, а растет, то это уже зависимость.

 

 

 

Что же делать, чтобы уберечь ребенка от всего этого?

-Можно воспользоваться услугами провайдеров, которые предлагают специальные «детские пакеты». Тарифы, где просто блокируются потенциально вредные сайты.

 Но это самое простое решение и не всегда эффективное. Каждый человек по себе знает, если он чего-то хочет, то он это сделает, достанет, узнает. 

Более эффективное средство – самим следить за ребенком, проверять историю посещений сайтов. Никогда не нужно использовать интернет как игрушку: «Я тут пока посуду помою (телевизор посмотрю, с подругами пообщаюсь), а ты иди там мультики в интернете посмотри». Не стоит забывать, что вы воспитываете своих детей сами. Вы же не отпускаете ребенка поиграть на улицу одного. Почему вы можете выпустить его в виртуальную реальность без присмотра? Все переживают за физическое здоровье, но совершенно не заботятся о психическом.

-Научить пользоваться интернетом. Вот и научите ребенка пользоваться интернетом. Начните вместе с ним:

 1) покажите ему полезные страницы, покажите ему именно плюсы интернета. Например, приучите ребенка под вашим руководством открывать только сохраненные вами детские страницы: игры, мультики. Пока не приучайте его к самостоятельному поиску – введите в глобальное пространство своих детей за ручку.

2) ограничьте время пользования в зависимости от возраста.

Врачи считают, что детям от 5 до 7 лет без перерывная работа за компьютером 10 мин , в день 30 мин.

8-11 лет непрерывная работа  -15 мин, в день 45 мин
12-13 лет -20 мин, в день 60 мин,

14-15 лет-25 мин, в день 80 мин,

16-17 лет -30 мин, в день 90 мин,

18 + лет, 60 мин. В день 90 мин.

 

 

3) постарайтесь заинтересовать его в интернете чем-то полезным: развивающие игры, творческие сайты и т.п.    

При выборе таких развивающих игр стоит учитывать ряд следующих факторов:

- возраст ребенка;

- его увлечения и наклонности;

- его способности (умственные и физические);  

 - его характер и темперамент .

Интернет не всегда зло.     По мнению детского психолога Л. А. Венгера, компьютер, при правильном использовании может помочь интеллектуальному развитию ребенка. Но если вы обнаружили, что ваш ребенок интересуется ненужными для его возраста страницами, не ругайте его, а поговорите. Что его так заинтересовало, понимает ли он для чего это? Просто поговорите, доведите до ребенка ваши опасения. Ему самому станет стыдно и неинтересно. Но ни в коем случае не запрещайте и не наказывайте детей интернетом, потому что запретный плод всегда сладок. Этими действиями вы только подогреете интерес. Это уже всем известная истина.  Ну, и самое эффективное средство – создать для ребенка живую реальность. Ходить с ним гулять, рисовать, читать книги, приглашать в гости его маленьких друзей, занять ребенка спортом, музыкой, танцами. Сделать все, чтобы ему интересно было здесь, а не там. Чтобы интернет стал средством получения информации, а не средством развлечения и заполнения свободного времени. Мы знаем, что многих взрослых сейчас трудно вытащить из интернета, тем более из социальных сетей, так что уж говорить о детях. Поэтому сделайте их жизнь интересной в реальности, чтобы у них просто не хватало времени на глупые страницы в интернете.

    Одним словом, что бы ни было, нельзя воспринимать компьютер и интернет как домашнего питомца, которым можно занять ребенка в любое время суток. Это машина, это полезное устройство, и если его использовать правильно, то оно будет приносить пользу.