Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8530 Методическая разработка "Формирование у детей нравственных ценностей и традиций"

Опубликовано 17.04.2024

Утгоф Юлия Сергеевна
МДОБУ "ДСКВ №1" г.Всеволожска
Ленинградская обл, г.Всеволожск
Воспитатель


Методическая разработка

«Формирование у детей нравственных ценностей и традиций»

Аннотация

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону   развития   ребёнка   мы   не   рассматривали, всегда   окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет   семья [3].

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка [7].

Цель: сформировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.

Задачи:

1. Образовательные:

─      продолжить знакомство детей с понятием «семья»;

─      продолжить закрепление знаний полных имен всех членов семьи;

─      продолжить закреплять способность определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;

2. Развивающие:

─      формировать представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра);

─      способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

─      развивать чувство гордости за свою семью.

3. Воспитательные:

─      воспитывать желание заботится о близких людях;

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное речевое, познавательное и физическое развитие.

Педагогические методы и приемы: наглядные, словесные, игровые и практические.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, выставка семейных фотографий, фотоаппарат.

Предварительная работа: Беседы воспитателей с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни и праздники», «Родословная моей семьи», «Забота о ближних» и пр. Знакомство с народными традициями, старинным русским семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой и «Моя родня» Я. Акима. Подготовка семейного фотовыставки и рассказа о своей семье[1, 2].

Практическая значимость данного мероприятия состоит в доказательстве прямой зависимости процветания общества от взаимоотношений в семье, о важности бережного отношения к семейным ценностям и передачи их будущим поколениям.

Новизна: Формирование представления о семейных ценностях в условиях интеграции образовательных областей.

Этапы:

  1. Подготовительный этап. Выявление через беседы («Моя дружная семья», «Мои домашние обязанности», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Что любит моя мама», «Моя родословная», «Выходной день в нашей семье», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи») знаний детей о семье и семейных традициях.
  2. Практический этап. Знакомство детей с взаимоотношениями в семье через разные формы работы.
  3. Заключительный этап. Создание вместе с родителями электронного фотоальбома «Моя семья».

Полученные результаты:

─      сформировано представление детей о роли семьи в жизни каждого человека;

─      сформировано представление детей об отношениях в семье и семейных традициях;

─      организована электронная фотовыставка «Моя семья».

Основные выводы и оценка: В ходе реализации методической разработки было проведено занятие на тему «Уроки семьи и семейные ценности». Данное занятие позволило создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей семье, испытать чувство гордости за свою семью и поделиться запоминающимися моментами из жизни своей семьи. Для достижения этих целей при участии родителей воспитанников был создан электронный фотоальбом «Моя семья».

В результате занятия, можно сделать вывод о том, что только при тесном взаимодействии семьи и детского сада возможно формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Приложения: План-конспект «Уроки семьи и семейные ценности», презентация на тему «Уроки семьи и семейные ценности», социальный ролик «Семья – мой главный жизненный проект».

 

Приложение 1. План-конспект занятия «Уроки семьи и семейные ценности»

Цель:

─      сформировать у детей положительный образ семьи.

Задачи:

1. Образовательные:

─      формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге;

2. Развивающие:

─      развивать мышление, речь, внимание;

─      продолжать учить составлять описательный рассказ по фотографии;

─      создавать комфортную ситуацию для творческого самовыражения и проявления активности;

3. Воспитательные:

─      воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким, уважение к старшим.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, выставка семейных фотографий, фотоаппарат.

 

I. Вводная часть

Организационный момент (укрепление эмоционального контакта с детьми)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь дети в круг играть!

(Дети встают вместе с воспитателем в большой круг.)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот всю обиду, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох.)

А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с вами на экран. Как вы думаете, кто эти люди, которые изображены на экране? Как их можно описать, одним словом?

Дети: Семья

Воспитатель: Да, конечно, вы совершенно правы, это семья. Сегодня наш с вами урок будет посвящен самому дорогому, что есть у человека, - близким людям и родному дому. Давайте попробуем с вами произнести «семья» вот так: «Семь – Я». Как вы думаете. Что это значит?

Дети: Все живут в одном доме, любят и заботятся друг о друге.

Воспитатель:

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Две бабушки,

Два дедушки,

Плюс мама, папа, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Дети: В каждой семье все друг друга понимают, любят, уважают, заботятся друг о друге, помогают каждому члену семьи в трудной ситуации.

Воспитатель: Вы все правильно сказали! В хорошей и дружной семье у каждого человека есть свои обязанности, все помогают друг другу и заботятся друг о друге. Недаром в народе говорят: «Не нужен и клад, если в семье лад». А какие у вас в семье есть свои обязанности? [4]

Дети: Убирать игрушки, помогать маме, вещи убирать, мыть посуду, помогать маме готовить кушать и т.д.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам провести небольшую физкультминутку, которая называется «Помогаем маме».

(Необходимо выполнить движения, о которых говорится в физкультминутке).

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель: Никогда не забывайте выполнять просьбы и поручения своих родителей. В семье, где каждый помогает друг другу и выполняет свои обязанности, все будут счастливыми, веселыми и дружными! Ребята, давайте скажем, какая семья считается дружной?

Дети: Все вместе делают одно дело, все помогают друг другу, заботятся друг о друге, много детей в семье и т.д.

II. Основная часть

Воспитатель: О дружных семьях слагают много легенд. Давайте с вами присядем и я вам расскажу одну из таких легенд. Легенда называется - «Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила одна семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия, мира и понимания. Устали они от ссор и конфликтов. И чтобы решить эту проблему они решили обратиться за помощью к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно, избавил их от конфликтов и ссор. Мудрец внимательно выслушал каждого из них и сказал: «Никто и никогда не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что именно вам нужно для счастья. Пусть напишет каждый из вас на листочке, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась это огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств [5]:

На экране появляются следующие качества:

Понимание

Любовь

Уважение

Доверие

Доброта

Забота

Помощь

Дружба

Давайте, ребята, вместе с вами прочтём названия этих качеств. И обязательно запомните эту легенду, чтобы придерживаться этих качеств в своей семье.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам посмотреть социальный ролик о ценности внимания и хорошего отношения в семье. Социальный ролик называется «Семья – мой главный жизненный проект». А по окончании просмотра мы с вами обсудим, что было показано в ролике [6].

(Просмотр ролика «Семья – мой главный жизненный проект»)

Воспитатель: А теперь давайте обсудим, что вы сейчас увидели? Ребята, вы поняли, почему в начале ролика мальчик был такой расстроенный?

Дети: Мальчик был такой расстроенный, потому что ему не хватало внимания отца, потому что отец все время был занят работой и не обращал внимания на все его достижения.

Воспитатель: Все правильно. Теперь вы наглядно увидели, что понимание, забота, внимание и любовь играют огромную роль в нашей жизни. И только при соблюдении в семье всех вышеописанных качеств будет дружная и счастливая семья.

Воспитатель: А теперь я хочу пригласить вас на нашу фотовыставку «Моя семья»

            Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай, не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – у нас у семейства большого!

-Ребята, посмотрите, кто же изображен у нас на этом фото?

- Узнали ли своего друга по группе?

- Расскажи, нам, где на фотографии папа, мама, дедушка, бабушка? Как их зовут? (Воспитатель обращается к тому ребенку, семья которого изображена на фото)

- Какое настроение на этой фотографии? Что делает семья на этой фотографии? (Дети отвечают полным предложением).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что фотоальбомы бывают не только бумажные, но и электронные. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экране коллажи, составленные из фотографий семей воспитанников. Дети рассказывают о своих семьях)

Воспитатель: Ребята? А вы обратили внимание, что каждый из вас, когда вы рассказывали о своей семье, всегда улыбался. Кто догадался почему? (Так как очень любит семью).

Воспитатель: Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе и душа на месте». А давайте покажем, какое бывает выражение лица у папы и мамы когда они радуются, сердятся, удивляются, хмурятся, когда у них хорошее настроение (Психогимнастика «Настроение»).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами тоже одна большая семья, только семья детсадовская.

Конечно, мы не родственники, но мы видимся с вами каждый день, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за своих неудач. Не зря нас воспитателей называют вторыми мамами. Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наша группа, это каждый из вас. Мы вместе с вами проводим много времени вместе, вместе трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. И у нас тоже есть свой электронный фотоальбом (слайды с фотографиями детей) и сегодня мы пополним его ещё одной фотографией (Воспитатель делает общую фотографию детей).

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вам было интересно? Над чем задумались? Какие сделали выводы?

Воспитатель: Ребята, спасибо вам большое за интересные рассказы о своей семье, за ласковые слова о своих родных и близких. Давайте, и дальше будем с вами соблюдать традиции, заведенные в семье, помогать своим близким и родным, выполнять свои домашние обязанности. А в конце учебного года, мы с вами проведем еще одно занятие, на котором вы сможете рассказать, что у вас изменилось за это время, какие у вас новые традиции появились.

 

Список используемой литературы

1.Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. — 7 с.

2.Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой// Дошкольная педагогика. – 2012. — 5 с.

3.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 157 с.

4.А.В.Велько. Детям о семье: -2-е изд.- Минск,2015.-63 с.

5.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1996.-158 с.

6. Социальный ролик «Семья – мой главный жизненный проект» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://orci72.ru/novosti/1193-semya-moy-glavnyy-zhiznennyy-proekt/(Дата обращения – 21.01.2023);

7. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №3» на 2019 – 2023 учебный год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://doo3rzn.caduk.ru/sveden/files/30652e6823dd0fb600565da5008f10f8_0.pdf (Дата обращения – 06.02.2023).