Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад – «Эрудит»» г. Перми
Совместный родительско-детский проект «Здравствуй школа!»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Автор проекта:
Малышева Анастасия Андреевна,
воспитатель
Пермь, 2020
Название проекта: |
Совместный родительско-детский проект «Здравствуй школа!» |
Название организации: |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад - Эрудит» г. Перми |
Адрес организации: |
614107, г. Пермь, ул. Ивановская, 18 |
Телефон организации: |
260-40-11, 260-20-01 |
E-mail: |
ds397@mail.ru |
Web-сайт: |
ds397.perm.ru |
ФИО и должность автора проекта: |
Малышева Анастасия Андреевна, воспитатель |
ФИО руководителя организации: |
Дюпина Ольга Леонидовна |
Продолжительность проекта с указанием сроков начала и окончания: |
Долгосрочный (1 год) |
Аннотация проекта:
|
Данный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе
|
Паспорт проекта
Участники проекта:
ФИО |
Должность в рамках проекта |
Функции |
Малышева Анастасия Андреевна |
автор |
общее руководство реализацией проекта |
Воспитатели, родители, дети подготовительной группы |
участники |
участие в мероприятиях проекта
|
Методист: Коноплева Дарья Сергеевна |
координатор |
участие в мероприятиях проекта, мониторинг
|
Родители, дети, педагоги |
участники |
участие в мероприятиях проекта |
1.Проблема, на решение которой направлен проект
Для того, чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесном взаимодействии с родителями. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
- 1. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе
- 2. Задачи проекта:
1) Создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
2) Способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
3) Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
4) Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую);
5) осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности;
6) Повышение психолого-педагогической компетенции родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Вид проекта: долгосрочный (1 год)
- 3. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
I этап — диагностико-аналитический (октябрь 2019 г.)
На данном этапе мы проанализировали результаты диагностики, проведенной психологом школы №105 «Адаптация выпускников 2017/18 учебного года к школе». Подобрали и изучили научно-методическую литературу по данной проблеме. Провели цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление представлений о школе и учебной деятельности у воспитанников подготовительной к школе группы. На родительское собрание в начале учебного года были приглашены учителя начальной школы из школ 105 и 49.Учителя школы 105 провели с воспитателями подготовительных групп совместный семинар по преемственности детский сад- школа.
Нами была выявлена проблема, сформулированы цель и задачи проекта, намечены пути его реализации.
II этап – реализация проекта (ноябрь 2019 г. – апрель 2020 г.)
Разработка содержания деятельности по реализации проекта. Организация работы проектных подгрупп.
В группе были созданы подгруппы: «Познавательная», «Литературно-художественная», «Речевая», «Музыкальная» и т.д. Дети принимали участие в работе различных студий в зависимости от интересов. Каждая подгруппа имела руководителей из числа родителей и педагогов группы.
1. Познавательная:
Презентация слайдов о школе , о школьных правилах в разные периоды истории России; интеллектуальная игра «Умники и умницы»
• Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.
• НОД:
- «Дети в школу собирайтесь…
- «Грамматическая сказка» о гласных и согласных звуках);
- «Дорога в школу» (составление рассказа по картинно-графическому плану).
• Экскурсии:
- к зданию школы № 105 (октябрь 2019 г.);
- экскурсия в спортзал школы 49 (январь 2020 г.)
- экскурсия в школу 105 (апрель 2020 г.)на совместное весеннее развлечение с первоклассниками День земли,
2. Литературно-художественная:
• Ознакомление детей с произведениями литературы и искусства о школьной жизни и учебе в школе
• Цикл занятий с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
• Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности»
• Презентация слайдов сказки Л.Н. Толстого «Филиппок».
3. Видео - и фото-студия
• Показ детям презентации: «Первоклассник»
• Выставка фотоматериалов «История школьной формы».
• Оформление альбома с фотоматериалами из семейных архивов «Наши папы и мамы в школе».
4. Музыкальная:
• Слушание и заучивание песен о школе.
- Подгруппа «Умелые ручки»:
• Коллективная работа из бросового материала, бумаги и картона. Изготовление макета «Наша школа».
• Занятие по конструированию: «Портфель» (оригами).
6. Подгруппа «Речевая» Работа с учителем-логопедом
• Словарная работа по лексической теме: «Школа. Что означает слово школа Школьные принадлежности»,
• Дидактическая игра «Какими должны быть ученики?». Заучивание стихотворения С. Маршака «Семь вещей у нас в портфеле, чтение стихотворения Е, Измайлова. Как появились буквы. Стихи А. Шибаева Азбука веселых человечков.
• Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах.
• Лексико-грамматические игры и упражнения: «Сложи и разложи слова», «Скажи наоборот »игра-сказка « .Два брата ик и ищ.»
• Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
• Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме «Школа. Школьные принадлежности».
7. Игровая:
• Пальчиковые игры;
• Игры-релаксации с элементами психогимнастики;
• Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары».
8. Творческо-поисковая:
• Оформление уголка «Школьные принадлежности прошлого»
• Подбор фотографий , отображающих школьные годы.
• Оформление альбома «Родители в школьной форме»;
• Выполнение индивидуального творческого задания для презентации проекта «Здравствуй школа;
• Экскурс в школьный историко-этимологический словарь.
III этап – Итоговый
Итогом работы была защита проекта, проведенная в виде презентации интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием детей старших и подготовительных групп (конспект прилагается).
- 4. Основные направления реализации проекта:
Разработка содержания деятельности по реализации проекта. Организация работы проектных подгрупп.
В группе были созданы подгруппы: «Познавательная», «Литературно-художественная», «Речевая», «Музыкальная» и т.д. Дети принимали участие в работе различных студий в зависимости от интересов. Каждая подгруппа имела руководителей из числа родителей и педагогов группы.
5. План реализации проекта
Предварительный этап:
Работа с родителями, педагогами |
|
Анализ результатов диагностики, проведенной психологом школы №105 «Адаптация выпускников 2017/18 учебного года к школе». |
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
Изучение научно-методической литературы |
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
Проведение цикла диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление представлений о школе и учебной деятельности у воспитанников подготовительной к школе группы |
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
На родительское собрание в начале учебного года были приглашены учителя начальной школы из школ 105 и 49. |
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
Учителя школы 105 провели с воспитателями подготовительных групп совместный семинар по преемственности детский сад- школа. |
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
Нами была выявлена проблема, сформулированы цель и задачи проекта, намечены пути его реализации.
|
Ответственный: Малышева Анастасия Андреевна |
- 5. План мероприятий
Название мероприятия
|
Цель мероприятия |
Ответственные |
1. Познавательная: Презентация слайдов о школе , о школьных правилах в разные периоды истории России; интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
Способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам |
Малышева Анастасия Андреевна |
2. Литературно-художественная: • Ознакомление детей с произведениями литературы и искусства о школьной жизни и учебе в школе. • Цикл занятий с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова. • Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
|
|
Малышева Анастасия Андреевна |
3. Видео - и фото-студия • Показ детям презентации: «Первоклассник» • Выставка фотоматериалов «История школьной формы». |
Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую) |
Малышева Анастасия Андреевна |
4. Музыкальная: • Слушание и заучивание песен о школе.
|
Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую) |
Малышева Анастасия Андреевна |
• Коллективная работа из бросового материала, бумаги и картона. Изготовление макета «Наша школа».
|
Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую) |
Малышева Анастасия Андреевна |
6. Подгруппа «Речевая» Работа с учителем-логопедом • Словарная работа по лексической теме: «Школа. Что означает слово школа Школьные принадлежности», • Дидактическая игра «Какими должны быть ученики?». Заучивание стихотворения С. Маршака «Семь вещей у нас в портфеле, чтение стихотворения Е, Измайлова. Как появились буквы. Стихи А. Шибаева Азбука веселых человечков. • Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах.
|
|
Малышева Анастасия Андреевна |
7. Игровая: • Пальчиковые игры; • Игры-релаксации с элементами психогимнастики; |
Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую) |
Малышева Анастасия Андреевна |
8. Творческо-поисковая: • Оформление уголка «Школьные принадлежности прошлого» • Подбор фотографий , отображающих школьные годы.
|
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению |
Малышева Анастасия Андреевна |
Защита проекта, проведенная в виде презентации интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием детей старших и подготовительных групп |
|
Малышева Анастасия Андреевна |
- 6. Риски и пути их преодоления
Содержательная сторона риска |
Возможные пути преодоления риска |
Недостаток времени для реализации проекта |
Привлечение специалистов МАДОУ |
- 7. Предполагаемые результаты реализации проекта.
Создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
Способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую);
осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности;
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Библиографический список:
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. – 2005. – № 2.
- Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
- Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе. // Дошкольное воспитание. –1991. – № 7.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1999.
- Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста. // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.
10.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Приложение
Интеллектуальная игра: «Умники и умницы» (старшая и подготовительная группы)
Звучит песня «Школьные годы чудесные» дети заходят в зал, присаживаются на стулья.
Заставка «Умники и умницы».
Выходит Магистр.
Магистр: - Здравствуйте ребята! Скоро вы станете школьниками. Чтобы хорошо учиться надо не лениться, успешно трудиться, многому научиться, и хороших успехов добиться! Пока вы в садике – учитесь дружить, рисовать, песни петь и танцевать. Сегодня у нас интеллектуальная игра «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Поприветствуем команды. В игре примут участие команды: (объявляет команды, выходят участники заставка на экране, музыка).
Магистр: - Весело и с пользой игру нам провести поможет прекрасное жюри. Жюри будет оценивать ваши задания. (Представление жюри). Прошу жюри занять свои места.
1 Первый конкурс – «Разминка по номинациям».
Ведущая - Жюри подводит итоги, а у нас музыкальная пауза.
- Группа «Смешарики» и группа «Солнышко» исполнят танец «Микки Маус»
Магистр – Следующий конкурс «Загадки» по номинациям.
Ведущая – А пока жюри оценивает конкурс, мы проведем игру для болельщиков.
Игра для болельщиков: «Мы пойдем направо»
«Мы пойдем сначала направо» - дети повернулись направо, шагают на месте.
«Мы пойдем сначала налево» - дети повернулись налево, шагают на месте.
«Раз, два, три» - три хлопка.
«А потом мы соберемся» - шаг к середине зала.
«Раз, два, три» - три хлопка.
«А потом мы разойдемся» - шаг назад к стульчикам.
«Раз, два, три» - три хлопка.
«А потом мы все присядем» - приседают
«Раз, два, три» - три хлопка.
«А потом мы все пристанем» - встают
«Раз, два, три» - три хлопка.
«А потом мы повернемся» - поворачиваются на месте
«Раз, два, три» - три хлопка.
«И друг другу улыбнемся» - улыбаются
«Раз, два, три» - три хлопка.
Ведущая – В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Там герои сказок дарят нам тепло.
Там добро навеки побеждает зло.
-Ансамбль девочек группы «Ромашки» исполнить песню.
Песня «В гостях у сказки».
Ведущая – Предоставляем слово жюри.
Магистр - Мы продолжаем нашу игру. И сейчас «Конкурс капитанов».
(задание «по точкам нарисовать картинку»).
Ведущая – Пока жюри подводит итоги, группа «Семицветик» исполнить.
Танец «Шалунишки»
Магистр - Пришло время узнать, кто же среди нас оказался самым умным, самым эрудированным. Слово предоставляется уважаемому жюри….
Подведение итогов. Жюри оглашает итоги конкурса. Фанфары. Награждение.
Магистр: Спасибо всем, кто сегодня был вместе с нами. До новых встреч!