Программа дополнительного образования по обучению плаванию
детей 3-7 лет «Веселая акватория»: обоснование, методические материалы, опыт реализации
Бугаева Н.В.,
инструктор по физической культуре
МОУ Центра развития ребенка №9,
г. Волгоград
Введение. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ; приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, развитие физических качеств, гармоничного физического развития. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Результатами целого ряда исследователей и практиков убедительно доказано, что детям этого возраста доступно овладение сложно координированных движений.
Известно, что плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания всех образовательных учреждений и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми происходит из-за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Программа по плаванию «Веселая акватория» реализуется в ходе образовательной деятельности в режимных моментах (двигательная активность) в МОУ Центре развития ребенка N9 и является составляющим компонентом раздела, отражающим реализацию ФГОС.
Программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по физическому направлению. Программа обеспечивает достижение воспитанниками физической готовности к школе - для старших и подготовительных групп.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, физическому образованию, развитию двигательных навыков и умений, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, следствием чего происходит снижение заболеваемости, так как плавание одно из лучших средств закаливания, формирования правильной осанки ребенка, а так же систематизация и планирование работы в данном направлении в 2015/2016 учебном году.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Занятия проводятся в течение года 2 раза в неделю: 15 мин - в младшей, 20 мин - в средней, 25 мин - в старшей, 30-35 мин - в подготовительной группе. Кроме того, в старших и подготовительных группах детей знакомят также с элементами прикладного плавания. Выполнение данной программы должно обеспечиваться совместными действиями специалистов по плаванию, администрации, воспитателей, медицинских работников детского сада и родителей.
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи. Обучающие: сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основному способу плавания «Кроль»; познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).
Развивающие: развивать двигательную активность детей; способствовать развитию навыков личной гигиены; способствовать развитию костно-мышечного корсета; развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке; формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества; воспитывать самостоятельность и организованность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию; воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Принципы реализации программы: принцип дифференцированного подхода к детям; принцип развивающего образования; принцип научной обоснованности и практической применимости; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип интеграции; комплексно-тематический принцип построения образователь ного процесса; принцип индивидуализации процесса обучения; принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания; принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей); принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности); принцип сознательности и активности; принцип наглядности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса МОУ «Центр развития ребенка № 9». В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.
В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.
Особенностью данной программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.
Сроки реализации программы - 4 года.
Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражнений, их дозировки возрастным особенностям занимающихся. В дошкольном периоде закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. У них быстро развивается мышечная система, и совершенствуются движения. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше развивается кора головного мозга, управляющая всей его жизнедеятельностью. В результате влияния физических упражнений на организм у детей образуется много новых условных рефлексов. Занятия плаванием особенно важны в этом возрасте. Благотворно сказываются занятия плаванием на развитии дыхательной системы.
Планируемые результаты освоения Программы. Дети должны знать: основные правила безопасности поведения на воде; правила личной гигиены; основы здорового образа жизни. Дети должны иметь представление: о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»); о водных видах спорта. Дети должны уметь: погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду; выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног; плавать способом «кроль» («брасс») - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений.
Способами определения результативности реализации данной программы является диагновтика сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в виде контрольных упражнений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе; спортивные развлечения и праздники на воде; спартакиада дошкольников по плаванию (городская).
Программа может быть использована как в ДОУ, так и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.
Литература
- Воронова, Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К. Воронова. - СПб.: «Детство-Пресс», 2003. - 80 с.
- Осокина, Т.И. Как научить детей плавать: пособие для воспитателя дет. Сада / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. - 80 с.
- Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада и родителей Т.И. Осокина и др. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
- Литвинов, А. Азбука плавания /А. Литвинов. -М.: Фолиант, 1995.
- Рыбак, М. Раз, два, три - плыви /М. Рыбак. - М.: Обруч, 2003.