Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7323 Программа дополнительного образования по обучению плаванию детей 3-7 лет «Веселая акватория»: обоснование, методические материалы, опыт реализации

Опубликовано 22.08.2022

Программа дополнительного образования по обучению плаванию
детей 3-7 лет «Веселая акватория»: обоснование, методические материалы, опыт реализации

Бугаева Н.В.,

инструктор по физической культуре

МОУ Центра развития ребенка №9,

г. Волгоград

 

Введение. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ; приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государ­ственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка ор­ганизации и осуществления образовательной деятельности по основным об­щеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требо­вания к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, развитие физических качеств, гармоничного физического развития. Имен­но в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование зна­ний, умений, навыков. Результатами целого ряда исследователей и практи­ков убедительно доказано, что детям этого возраста доступно овладение сложно координированных движений.

Известно, что плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания всех образовательных учреждений и от­носится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим тех­нологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми про­исходит из-за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плава­ния на развитие всего детского организма.

Программа по плаванию «Веселая акватория» реализуется в ходе об­разовательной деятельности в режимных моментах (двигательная актив­ность) в МОУ Центре развития ребенка N9 и является составляющим ком­понентом раздела, отражающим реализацию ФГОС.

Программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по физиче­скому направлению. Программа обеспечивает достижение воспитанниками физической готовности к школе - для старших и подготовительных групп.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что пла­вание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содейст­вует разностороннему физическому развитию, физическому образованию, развитию двигательных навыков и умений, стимулирует деятельность нерв­ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет воз­можности опорно-двигательного аппарата, следствием чего происходит сни­жение заболеваемости, так как плавание одно из лучших средств закалива­ния, формирования правильной осанки ребенка, а так же систематизация и планирование работы в данном направлении в 2015/2016 учебном году.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспи­тания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способ­ствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и явля­ется навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Занятия проводятся в течение года 2 раза в неделю: 15 мин - в млад­шей, 20 мин - в средней, 25 мин - в старшей, 30-35 мин - в подготови­тельной группе. Кроме того, в старших и подготовительных группах детей знакомят также с элементами прикладного плавания. Выполнение данной программы должно обеспечиваться совместными действиями специали­стов по плаванию, администрации, воспитателей, медицинских работников детского сада и родителей.

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи. Обу­чающие: сформировать теоретические и практические основы освоения вод­ного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основ­ному способу плавания «Кроль»; познакомить детей с основными правила­ми безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие: развивать двигательную активность детей; способство­вать развитию навыков личной гигиены; способствовать развитию костно­-мышечного корсета; развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке; формировать представле­ние о водных видах спорта.

Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества; воспиты­вать самостоятельность и организованность; воспитывать бережное отно­шение к своему здоровью, привычку к закаливанию; воспитывать интерес к занятиям физической культуры.

Принципы реализации программы: принцип дифференцированного подхода к детям; принцип развивающего образования; принцип научной обоснованности и практической применимости; построение образователь­ного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип интеграции; комплексно-тематический принцип построения образователь­ ного процесса; принцип индивидуализации процесса обучения; принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и за­каливания; принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей); принцип систематичности (учитывая индивидуальные воз­можности); принцип сознательности и активности; принцип наглядности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса МОУ «Центр разви­тия ребенка № 9». В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

В программе особое внимание уделяется подготовительным и разви­вающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе уста­новленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для ос­воения с водой, упражнений в воде.

Особенностью данной программы является использование инноваци­онной эффективной технологии - одновременной методики обучения сна­чала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плава­ния, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и про­должая их совершенствование в старших группах.

Сроки реализации программы - 4 года.

Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражне­ний, их дозировки возрастным особенностям занимающихся. В дошколь­ном периоде закладывается фундамент здоровья и полноценного физиче­ского развития. У них быстро развивается мышечная система, и совершен­ствуются движения. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше развивается кора головного мозга, управляющая всей его жизнедеятельно­стью. В результате влияния физических упражнений на организм у детей образуется много новых условных рефлексов. Занятия плаванием особен­но важны в этом возрасте. Благотворно сказываются занятия плаванием на развитии дыхательной системы.

Планируемые результаты освоения Программы. Дети должны знать: основные правила безопасности поведения на воде; правила личной гигие­ны; основы здорового образа жизни. Дети должны иметь представление: о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»); о водных видах спорта. Дети должны уметь: погружаться в воду с головой, выполнять вы­дох в воду; выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с рабо­той рук, с работой ног; плавать способом «кроль» («брасс») - индивиду­ально, на груди и спине с полной координацией движений.

Способами определения результативности реализации данной программы является диагновтика сформированности навыков плавания, которое про­водится 2 раза в год (сентябрь, май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являют­ся: открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе; спортив­ные развлечения и праздники на воде; спартакиада дошкольников по пла­ванию (городская).

Программа может быть использована как в ДОУ, так и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

Литература

  1. Воронова, Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К. Воро­нова. - СПб.: «Детство-Пресс», 2003. - 80 с.
  2. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать: пособие для воспитателя дет. Сада / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. - 80 с.
  3.  Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада и родителей Т.И. Осокина и др. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
  4. Литвинов, А. Азбука плавания /А. Литвинов. -М.: Фолиант, 1995.
  5. Рыбак, М. Раз, два, три - плыви /М. Рыбак. - М.: Обруч, 2003.