Молчанова Ирина Ивановна
МБДОУ д/с № 4, г. Лебедянь
воспитатель
Конспект организованно-образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Осенний букет».
Цель: развитие творческих способностей детей средствами прямой многослойной фактурной пластилинографии.
Задачи: Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материалы и оборудование:
- Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени;
- Пластилин,
- Стека,
- Салфетка для рук,
- Осенние листья,
- Репродукция картины Лилии Черной «Осень».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1.Организационная часть.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...».
Дети: Осень.
Воспитатель: Верно. Ребята слышите что-то шуршит. Посмотрите в окно (падают листочки). Что это ребята?
Дети: Летят листочки
Воспитатель: Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Вика расскажи нам стихотворение про листопад.
Вика рассказывает стихотворение.
Облетают листья с кленов,
Их все больше с каждым днем.
По траве - еще зеленой –
Меж деревьев мы идем.
Мягко стелет перед нами
Свой ковер осенний сад.
Шелест листьев под ногами...
Это значит - листопад!
М. Познанская
Воспитатель: Осень — очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Все чаше осенью льют затяжные дожди.
Карина расскажи стихотворение про дождик.
Карина: Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов
Воспитатель: А какие еще очень важные приметы осени вы знаете?
Дети: Звери готовятся к зиме, насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Конечно же, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
Физкультурная минутка.
«Стая птиц».
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Дети вместе с воспитателем «подлетают» к выставке с репродукцией картины Лилии Черной «Осень».
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая картина. Что же на ней изобразила художница?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно. Художники, также, как и поэты под впечатлением красоты осенней природы, брались за кисть и писали картины.
Воспитатель дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины Лилии Черной «Осень»
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются картины с изображением природы?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Верно. Сегодня и нам предстоит тоже создать осенний пейзаж, но не красками, а с помощью пластилина. Но пейзаж будет необычным – из осенних листьев и плодов осени.
2. Практическая часть.
Этапы выполнения работы
Воспитатель: Ребята выберите себе шаблон листочка и к нему цвет пластилина.
Далее мы берем кусочек пластилина, находящийся между ладонями, раскатываем прямолинейными движениями кистей рук, удлиняем и приобретает цилиндрическую форму. После отщипываются от полученной заготовки кусочки пластилина размером с горошину и примазываем их движениями от серединки листочка к краям. Такими мазками закрашивается весь оставшийся фон. Можно накатать несколько цветных цилиндров и использовать для раскрашивания листочка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята давайте немного отдохнем.
Физкультурная пауза во время работы.
Шуршат осенние кусты, шуршат на дереве листы.
(Поднимаем руки вверх, размахиваем из стороны в сторону).
(Вращая кисти, опускаем руки вниз).
Шуршит камыш, и дождь шуршит,
(Шевелим одновременно пальцами на двух руках).
И мышь, шурша, в нору спешит.
(Чешем пальчиками ладонь, меняя руки по очереди).
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат,
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны.
(Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)
Воспитатель: немного отдохнули, а теперь продолжим делать наши красивые листочки. Сейчас мы возьмем стеки и нанесем на листочки рисунок прожилок.
Дети выполняют задание.
3.Заключительная часть.
Молодцы ребята! Давайте наши листочки соберем в один букет и посмотрим какой красивый букет получится.
Дети рассматривают осенний букет из листьев.