Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6077 "Экологическое воспитание детей через дидактические игры"

Опубликовано 27.08.2020
Ганичева Елена Леонидовна
МБДОУ «Мечта»
село Князе-Волконское 
Воспитатель 1 категории

"Экологическое воспитание детей через дидактические игры"

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

Оба понятия могут быть представлены дошкольнику в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка. Тем самым стать основанием развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Экологическое воспитание и образование предусматривает:

  • формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество;
  • понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости;
  • выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;
  • развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, есть формирование начал экологической культуры.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Объектом исследования является - экологическое воспитание детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и экскурсий.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

  • сформулировать и проанализировать суть понятий «экологическое воспитание дошкольника», «игровая деятельность детей дошкольного возраста»;
  • рассмотреть основные методы и изучить структуру проведения занятий с дошкольниками по их экологическому воспитанию;
  • выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя;
  • составить методический материал, а именно разработать конспект дидактической игры по экологическому воспитанию дошкольников.

Для реализации целей и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Особое внимание при работе с детьми следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

      Для осуществления процесса ознакомления детей с природой наиболее целесообразным является организация игровой деятельности. В игре ребёнок накапливает знания, опыт ощущения, развиваются способности, формируются познавательные интересы. Игра для ребенка-это маленькая жизнь.

В процессе игры ребенок переживает эмоции, радость познания, красоту труда, природы, гордость за свой успех. Именно поэтому в дошкольной педагогике большое внимание уделяется играм, направленным на обучение, имеющим познавательный характер (дидактической игры).

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию;
  • словесные игры;
  • игры по ознакомлению с природой, и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений и др;
  • иногда игры соотносятся с материалом;
  • игры с дидактическими игрушками;
  • - настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В ней говорится, что с помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы: любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.

Специфическим признаком дидактической игры является её преднамеренность, планируемость, наличие учебной задачи и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.

Дидактические игры ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксируемым правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Любая игра строится по определенной структуре.

В дидактической игре присутствуют все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: названия, дидактическая задача, игровые действия, правила, оборудование, содержание (ход игры).

В дидактических играх дошкольников целесообразно использовать натуральные предметы природы: овощи, картинки с изображением овощей, муляжи. Проводить такие дидактические игры можно не только на занятиях, но и на прогулке. Дидактические игры помогают детям запомнить правильные названия объектов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В дидактической игре познавательные задачи соединяются, игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и не преднамеренного усвоения детьми знаний. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игр, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.

Наиболее распространенными задачами являются: найти предмет по сходству, по названию, выявить характерные признаки объекта, узнать и назвать с помощью одного анализатора, сгруппировать предметы по внешнему признаку, найти овощ по описанию.

Интерес к игровой задаче, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Обучение игровым действиям осуществляется через показ воспитателя.

По своей сложности игровые действия различны и обусловлены уровнем познавательного содержания, игровой задачи и возрастными особенностями детей. В играх дошкольников игровые действия одинаковы для всех детей, участвующих в игре. Так, например, в игре «Письмо от Лесовичка» все дети выполняют одно и тоже игровое действие – складывают тропинку из камней, аналогичную показанной воспитателем.

Элементами дидактической игры экологического содержания является задача обучения правилам, а также характер и способ игровых действий, важно организовать и регулировать поведение детей и их взаимоотношение в игре. Наличие правил в игре требует от ребёнка проявления эмоциональных усилий.

В результате этого развивается способность управлять своими действиями, согласовать их с действиями других играющих. Вводя в игру правила, необходимо помнить, что их не должно быть слишком много, так как это может снизить интерес к игре и даже разрушить её.

Таким образом, правила являются важным структурным компонентом, соблюдение которого способствует поддержанию интереса к игре. Не менее важным структурным элементом, является оборудование.

Подбор оборудования для дидактической игры экологического содержания зависят от её вида.

Для проведения дидактических игр с природным материалом в качестве оборудования используется различный природный материал, который способствует усвоению знаний о разновидности овощей, особенностях их внешнего вида.

Оборудованием для настольно-печатных игр могут послужить всевозможные картинки с изображением овощей, карточки с растениями, животными, птицами, насекомыми, карточки - таблицы, перфокарты для проверки, фишки.

Словесные дидактические игры не требуют специального оборудования, хотя, учитывая принцип наглядности, в них также можно использовать наглядный материал.

Структурным элементом дидактической игры является ход игры, в котором описывается её содержание и последовательность игровых действий.

Играя, в дидактические игры экологического содержания, ребёнок не только получает знания об окружающей среде, но и учится любить природу, видеть её красоту, понимать, что в ней всё взаимосвязано, а нарушение этих связей может причинить ей боль и привести к непоправимой беде.

Дидактические игры можно использовать в различных процессах, как в групповом помещении, так и на улице.

Широкое использование дидактических игр дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям запомнить правильные названия предметов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Если во время занятия воспитатель осуществляет, так называемое, прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения-легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила.

    На этапе дошкольного детства у детей складывается начальное представление об объектах окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у личности экологической культуры.

Понятия "экологическое воспитание" и "воспитание экологической культуры" ученые считают возможным рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Положительный эффект экологического образования зависит от форм и методов, которые использует воспитатель.

Тем более, экологическое образование находится на стадии становления и неопределенны содержание, формы, методы.

Из этого следует, что воспитатель часто руководствуется своим выбором, поэтому одной из форм экологического образования дошкольников может выступать дидактическая игра.

Сущность игры заключается в том, что дети открывают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, поэтому дидактические игры могут быть использованы как средство обучения.

Предложенная дидактической игры по экологии «Письмо от Лесовичка», поможет расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

С помощью дидактической игры дети накапливают чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о явлениях природы, растениях, животных.

Таким образом дидактическая игра является средством всестороннего воспитания ребенка.

 

Игры с предметами.

Кто чем питается?

Цель: закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры: дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Что сначала – что потом?

Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры: детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные:

Игра «Четыре картинки»

Цель: закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры: игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры: дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Игра «Отгадай кто это?»

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры: воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.

  1. Формирование экологических представлений о растениях.

Игры с предметами.

Игра «Детки на ветке».

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра «Найди, что покажу».

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов, один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры: детям показывают на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирают его, затем предлагают детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные.

Игра «Волшебный поезд».

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал: два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: на столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель – «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные.

Игра «Найди, о чем расскажу».

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование: овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры: воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

  1. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.

Игры с предметами.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры: детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные.

Игра «Это когда?»

Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры: у каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры:

1 вариант: воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают;

2 вариант: воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

  1. Формирование экологически бережного отношения к природе

Настольно-печатные игры.

Игра «Ухаживаем за растениями».

Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Ход игры: дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.