Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №135» г. Рязань
Тетерина Татьяна Прокофьевна.
Тема: «У каждого народа свои традиции»
Цель: Углубить знания детей о традициях и обычаях народов России, формировать уважительное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей.
Задачи
Образовательные:
-расширить представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к государственной символике.
-воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициям народов России.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, желание больше узнать о жизни других народов.
- активизировать словарь, развивать внимание, воображение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас, давайте поздороваемся.
- Утренний круг «Приветствие»
(дети в кругу)
Солнышко утром встает
На улицу всех зовет (руки вверх, показать ладошки «лучики»)
Из дома выйду[RbD1] я:
«Здравствуй, улица моя!» (шаги на месте)
Говорю я солнцу (поднять руки вверх)
Говорю я травам (показать «волну» руками)
Говорю и ветру я (покачать руками над головой)
Здравствуй, Родина моя! (развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть Родина. Что мы понимаем под словом –Родина?
Дети: Родина – это место, где ты родился.
Воспитатель: Правильно, а как называется страна в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Наша Родина - Россия. Это великая и сильная страна. Посмотрите, ребята как разнообразна природа нашей страны. Как много красивых городов в России с прекрасными памятниками, храмами, красивыми зданиями.
- Просмотр слайдов.
Воспитатель: У России есть герб и флаг. Ребята, сколько цветов в российском флаге?
Дети: Три цвета.
Воспитатель: Я предлагаю вам сложить российский флаг, подобрав полоски нужного цвета.
- Игра «Собери флаг» (детям предлагаются полоски разного цвета, отобрав нужные цвета они собирают флаг)
Воспитатель: Какие цвета в Российском флаге?
Дети: Белый, синий, красный.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Наша страна очень большая, ее населяют много разных народов. Скажите, на каком языке мы общаемся?
Дети: На русском.
Воспитатель: По национальности мы свами русские. Но в России живут люди других национальностей. Это татары, мордва, народы севера: эскимосы, эвенки, якуты и другие. У всех народов есть свои традиции и обычаи. Поговорим о традициях русского народа.
Ребята, когда приходят гости, что мы делаем, как их встречаем?
Дети: Угощаем, приглашаем за стол.
Воспитатель: Да, это древняя традиция русского гостеприимства. Гостя на Руси всегда встречали с поклоном, подносили ему хлеб и соль. Хозяева усаживали гостя на «Красное место» - особое место, лучшее, красивое значит красное. Есть много пословиц о гостеприимстве, вы знаете их?
Дети:
- Гость доволен – хозяин рад.
- Добрый гость всегда в пору.
- Встречай не с лестью, а с честью.
- Гостью- почет, хозяевам – честь.
- Гостью щей не жалей – погуще налей.
- Для дорогого гостя и ворота настежь.
Воспитатель. Молодцы, ребята как много пословиц вы знаете. У каждого народа есть свои праздники и традиции. Что такое традиции.
Дети отвечают.
Воспитатель: Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники. Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Пасха.
Воспитатель: С давних пор любимым русским праздником является Масленица. Что пекут на Масленицу?
Дети: Пекут блины.
Воспитатель: А на что похож блин?
Дети: На солнце.
Воспитатель: Блин – это символ солнца, круглый и горячий. Люди обращались к солнцу, просили его быть добрым, не сжечь урожай, дать вызреть урожаю.
Воспитатель: А как отмечают праздник Пасхи?
Дети: Красят яйца, пекут куличи.
Воспитатель. А у других народов свои праздники. Татарский народ, закончив посевные работы празднует народный праздник – Сабантуй. Ураза Байрам – праздник приношения даров, его празднуют в Татарстане, Дагестане, Адыгее и многих других республиках России. Культура разных народов делает богатой культуру России. У каждого народа свой язык, свои сказки. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».
- Игра «Угадай сказку»
(На экране слайды, дети называют сказки: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка», «Хаврошечка», «Жихарка», татарская сказка «Соловей», мордовская сказка «Лиса и медведь», нанайская сказка «Айога», ненецкая «Кукушечка»).
Воспитатель: Ребята, чему нас учат сказки?
Дети: Сказки учат добру.
Воспитатель: Сказки всех народов учат нас дружбе, справедливости, в них добро побеждает зло. Они, высмеивают лень и прославляют труд. Давайте вспомним пословицы о труде.
Дети:
- Умелые руки не знают скуки.
- Без труда нет добра».
- Дело мастера боится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Воспитатель: Наш народ трудолюбив и талантлив. Россия богата промыслами. Какие промыслы рязанского края вы знаете?
- Игра «Назови промысел» (Дети выбирают карточки и называют промысел и район, где создают эти изделия)
Дети: Скопинская керамика, лозоплетение в Шилово, михайловское кружево.
Воспитатель: Вы правильно назвали промыслы Рязанского края. Другие народы тоже славятся своим промыслом.
- Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: В Мордовии каждая женщина умеет вязать и плести красивые украшения из бисера. Татарский народ славится резьбой по дереву, золотым шитьем, узорной обувью. Люди умеют не только трудится, но и отдыхать. Сколько интересных и веселых подвижных игр придумано. У каждого народа они свои. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У Маланьи».
- Физкультурная пауза. (русская народная игра «У Маланьи»)
Воспитатель: Все народы имеют свою национальную кухню, особенные блюда. У вас, наверное, тоже есть любимые блюда. Какие?
Дети: Блины, пирожки.
Воспитатель: Да, блины, пироги, пряники, баранки – это русские угощения без которых не обходится ни одно чаепитие. Татарское блюдо чак-чак, у восточных народов - сладкий щебет. Сегодня мы их попробуем. Приглашаю вас посетить наше кафе с национальными сладостями.
- Чаепитие.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали о праздниках, традициях разных народов.
Воспитатель: В нашей стране живут люди разной национальности, чтобы Россия оставалась великой, нужно беречь ее культуру, соблюдать традиции и обычаи, которые достались нам от наших предков. Наша сила в единстве и дружбе. Я рада, что вы узнали много нового, в следующий раз мы продолжим знакомство с традициями и обычаями других народов.