Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7593 «Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы 2022-2023 учебный год»

Опубликовано 12.12.2022

муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  №227» 

654011, г. Новокузнецк, ул. Новоселов, Дом -15А, тел. 61-90-83,61-90-85

mbdoy227@mail.ru

 

 

Согласовано:                                                                                                         

 

Педагогическим советом №__                                                                      

Протокол №___ от __________                                                                          

 

 

 

 

 

Утверждаю:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад №227»

_____________Ж.Ф.Лапина

«___» ___________ 20____г

 


 

Рабочая программа воспитателя

подготовительной к школе  группы

2022-2023 учебный год

СКАЧАТЬ (полный материал)

 


 

 

                                                                  Составители воспитатели:

Носачева  Наталья Анатольевна,

                                                          Заяц Елена Павловна

 

 

Новокузнецкий городской округ, 2022

 

Содержание

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                                     

1.1.          Пояснительная записка …………………………………………………………………….3

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы…………………………………………….3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей  программы………………………….4-5

1.1.3Значимые характеристики  особенностей развития детей дошкольного возраста……..5-8

1.2.Планируемые результаты освоения программы…………………………………………..9-10

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                   

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)……………………………………………………………………11-28

2.2.  Вариативные формы, способы, принципы,  методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников……. 29-35

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…36-38

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………38-39

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников………………………………………………………………………………….39-41

2.6. Иные характеристики  содержания программы…………………………………………41-42

                                                                                  

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                               

3.1. Материально-технические обеспечение  программы…………………………………...43-44

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

 воспитания………………………………………………………………………………..........45-51

3.3.Режим дня…………………………………………………………………………………..51-53

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий            ……………………54-62

3.5. Особенности организации развивающей  предметно-пространственной среды..........62-64

Приложение 

Приложение  1. Перспективное планирование организованной образовательной

деятельности………………………………………………………………………………………65

Приложение  2. Тематическое планирование…………………………………………………...66

Приложение  3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………67-68

Приложение  4. Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………69-71

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.1    Цели и задачи реализации программы

Цель  программы:

1. Создание условий развития ребёнка (в том числе с особыми образовательными потребностями), открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы, активности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками  и соответствующим возрасту видам деятельности.

2. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения  коррекции недостатков в физическом  и (или) психическом развитии детей с нарушением речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования.

Задачи  реализации  Программы:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в игровой, познавательной,  исследовательской, коммуникативной, двигательной и творческой деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;

- вариативность использованияобразовательного материала, позволяющего развивать способности, творческий  потенциал каждого ребенка в соответствии с интересами и наклонностями;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей  с  ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

- осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением речи, с учётом их индивидуальных потребностей;

- разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с нарушением речи, организация индивидуальной и групповой непосредственно образовательной деятельности.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры  и развитие фонематических процессов(способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики;

-  развитие навыков звукового анализа  и синтеза;

- уточнение, расширение и обогащение  словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие навыков связной речи старших дошкольников;

- формирование элементарных навыков письма и чтения;

- развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей  программы

Рабочая программа подготовительной к школе группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

- Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

-Сохранение уникальности и самоценности детства.Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации рабочей программы.

- Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.

- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

- Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

- Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

 

Принципы коррекционно-развивающей работы:

- Этиопатогенетический принцип. Этот принцип предполагает, что при устранении речевых нарушений  учитывается  совокупность этиологических факторов (внешние, внутренние, биологические и социально-психологические), обусловливающих их возникновение.

Учёт структуры речевого нарушения. Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами.

- Комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие  на совокупность речевых и неречевых симптомов.

 - Поэтапность логопедического воздействия  как целенаправленный организованный процесс, в котором выделяются различные этапы,  имеющий свои цели,  задачи, методы  и приемы  коррекции.

Учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи  в онтогенезе.

Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

 

Подходы  к формированию Программы  следующие:

- Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

-    Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Для развития личности создаются  условия для саморазвития задатков и творческого потенциала.

- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности, заключающаяся в  выборе и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).

- Индивидуальный подход заключается в поддержки  индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.

- Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

- Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру и этнические особенности.

-  Дифференцированный  подход  осуществляется в логопедической работе на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

- Комплексный  (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушение речи.      

 

           

1.1.3.Значимые характеристики  особенностей развития детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.           

У детей 6-7 летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка.

Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка. Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.

В продуктивных видах деятельностях  старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащаетсяих цветовая гамма.Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

В подготовительной группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельностине просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигурылюдей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.