Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7641 Конспект по познавательному развитию "Гиганты прошлого"

Опубликовано 27.12.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан


 

Конспект организованной образовательной деятельности.

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: Гиганты прошлого».

Возрастная группа: старшая группа.

 

                                                                                Выполнил воспитатель:

                                                                                Имамутдинова Е.А

                                                                                Стаж работы: 6 лет.

 

Туймазы 2022 г.


 

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Гиганты прошлого».

Цель:

- познакомить детей с динозаврами, с наукой палеонтологией;

- ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и вымерших;

- показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.

- с помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Задачи:

 

Образовательные:
- формировать представление о динозаврах, углубление и систематизация знаний об условиях их жизни.;

- познакомить с далеким прошлым нашей планеты;
- показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология".

Развивающие:
- развивать у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров;
- формировать у детей познавательные умения:
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
-наблюдать, проводить опыты;
- развивать логическое мышление, воображение, память и речь;
- развивать интерес к познанию природы;
- поощрять самостоятельность «открытия»;
- развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров.

Воспитательные:
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;
- воспитывать культуру поведения, наблюдательность, чувство взаимопомощи, поддержки, умение работать в группе и в одиночку;

- воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

 

Программное содержание:

Активизация слов: палеонтология, палеонтолог, прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Предшествующая работа:

Чтение познавательной литературы о жизни динозавров, рассматривание иллюстраций с изображением этих доисторических животных, беседы.

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте с вами поздороваемся, слушайте внимательно и повторяйте за мной:

Сядем дружно мы по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг – другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется: (улыбнитесь друг – другу и конечно мне)

Доброе утро!

 Дети, у нас на стене висят часы. Часы отсчитывают время: минуту за минутой. Время движется только вперед! А все что было остается в прошлом. Прошлое – то что было и прошло. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину все дальше и дальше. И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто же жил на нашей планете до появления людей?

Ответы – предположения детей (динозавры)

Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер», а как вы считаете, страшны ли динозавры? (Слайд №1)

Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. Много веков люди жили и не знали о прошлом нашей планеты. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать.

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах?

Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов, были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни

Ответы предположения детей.

Период когда жили динозавры называется – эра динозавров. Ребята а вы хотите узнать какие динозавры населяли землю, как  они выглядели и чем питались?

Травоядные животные питаются растениями. Животные, питающиеся мясом, называются хищными или плотоядными. Если и то и другое – всеядными..).

Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры.

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников.

(Слайд №2)

Это ящер «брахиозавр». Он был длиннее, чем два автобуса вместе взяты, а в отпечаток его ноги вы могли бы усесться. Это самый большой из всех известных динозавров.

(Слайд № 3)

Это «диплодок». Представитель травоядных динозавров. По размерам диплодок практически не уступает брахиозавру. У него мощное тело которое заканчивается длинным хвостом, которым он, как кнутом, отбивается от хищных динозавров. Не менее длинная шея заканчивается маленькой головкой. Длина тела достигает до 25 метров. Питается диплодок водорослями и листьями.

(Слайд №4)

Это «стегозавр». Посмотрите на его хвост. Стегозавр пользовался своим хвостом, как оружием. Он был длинной 7 метров, его мозг был величиной всего лишь с грецкий орех. (показать грецкий орешек в скорлупе)

(Слайд № 5)

Имя этого ящера «трицератопс». Он очень похож на современного носорога (спросить у детей чем он похож на носорога). Вокруг его шеи вырос обширный костяной воротник, которым он отпугивал своих врагов. На голове у трицератопса три рога: один, поменьше, на носу, два рога над глазами, их длина достигала 1 метра. Челюсть трицератопса заканчивалась острым клювом.

(Слайд № 6)

 Верхняя часть черепа «пахицелозавра» была твёрже кирпича и размером в рост человека. Такой головой было очень удобно бодать врагов.

(Слайд № 7)

Это «тираннозавр-рекс», что означает «тираннозавр царь». Он был крупнейшим из когда-либо живших на Земле хищников. У него были зубы величиной с кинжал.

- Были ли летающие динозавры? Нет. Динозавры летать не умели. Однако в одно время с ними жили летающие рептилии, вроде «птеродактелей».

(Слайд № 8)

- Почему первые птицы не летали? (Дети рассматривают иллюстрации первых птиц. Очень крупное туловище и небольшие крылья).

- Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка. Но зато он был очень быстрым и ловким представителем хищных динозавров. (Слайд № 9)

Воспитатель: вы, дети, наверное уже устали сидеть, я предлагаю вам встать и выполнить физминутку:

Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы как размножались динозавры?

(предположения детей)

Динозавры откладывали в песок твёрдые, кожистые яйца. (Слайд № 10)

Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр (Слайд № 11) –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавление –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего... с футбольный мяч!

 

(показать детям футбольный мяч)

Воспитатель: дети, послушайте загадку:

Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

 

Ребята, о представителях какой профессии идет речь, кто знает?

(предположения детей – палеонтологи)

(Слайд № 12)


У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е. изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами, кирками, ножами. Но нам предстоит работа полегче, мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто.

(в прозрачных контейнерах, в манке, закопаны фрагменты пазла с изображением динозавров, дети кисточками аккуратно откапывают и собирают пазл на магнитной доске)

 

Воспитатель: Вы закончили работу? Предлагаю сосчитать, сколько частей нашла каждая группа археологов. В какой группе частей оказалось больше?

(в каждой команде зарыто по 10 фрагментов, поэтому победила «дружба»)

Свои находки палеонтологи и археологи передают в музеи, где они бережно и надежно хранятся. (Слайд № 13.)
На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.

(посоветовать детям, если предстанет такая возможность, посетить музей динозавров)

Воспитатель: И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный (Слайд №14, 15,16.)

    (Слайд № 17)

Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах, климат стоял неустойчивый, кругом извергались вулканы. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними. Но сегодня у нас есть возможность посмотреть как же происходило извержение вулкана, правда у нас это только макет.

(Слайд № 18)

(Опыт с вулканом)

(В макет вулкана засыпать 2 столовые ложки соды, 1 столовую ложку моющего средства, немного красной гуаши и залить все это уксусом. В результате вытечет красная «лава».)

Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, лишь потому,
Что это их большой секрет!


Воспитатель: В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли , но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.

Итог занятия: попросить детей вспомнить чем мы занимались на занятии, спросить что понравилось больше всего.