Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8314 Методическое пособие по применению координационной (скоростной) лестницы в ДОУ

Опубликовано 24.12.2023
Кузнецова Елена Геннадьевна
МБДОУ детский сад № 12 Ручеёк, г. Ессентуки
Воспитатель
Методическое пособие по применению
координационной (скоростной) лестницы в ДОУ
СКАЧАТЬ (полный материал)
 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................................3

Актуальность………………………………………………………………………………...3

Цель и задачи…………….......................................................................................................3

Характеристика координационныхспособностей ………..................................................5

Определение координационно-скоростной лестницы…………………………………….6

Вид координационной(скоростной) лестницы……….……………..…………..................6

Направленное совершенствование специфических координационно (скоростных) способностей ………………………………………………………………………………...7

Применение координационной (скоростной) лестницыв самостоятельной деятельности детей…………………………………………………………………………..7

Методические рекомендации по использованию координационной (скоростной) лестницы в ДОУ……………………………………………………………………………..8

Вывод………………………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………………...10

Приложение

  • Варианты применения координационной (скоростной) лестницы в ДОУ

Введение

 

Данная методическая разработка соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Не секрет, что занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Интерес к проблеме влияния различных видов двигательной и физической активности на психическое развитие человека возник давно, отражая стремление ученых к целостному познанию человека в единстве его физического и умственного развития.

Предлагаемые варианты упражнений и игровых заданий наиболее эффективно решают одну из важнейших задач – формировать у детей умение владеть своим телом. В этом помогает уникальный тренажер, который используется при работе с дошкольниками. Тренажер «Координационная лестница» прост в изготовлении, мобилен, многофункционален. Специально подобранные игры и упражнения побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям, к сознательной активной деятельности воспитанника. Все это способствует развитию успешности ребенка.

 

Актуальность

 

Тема общей характеристики особенностей координационных и скоростно-силовых способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.

Мы убеждены, что тренировки на скоростной лестнице помогут решить ряд коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития воспитанников.

Упражнения на лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше мышечных клеток. Это помогает детям быть быстрее, ловчее, и подвижнее.

 

Цель:

 

Развитие у детей с особенными потребностями образования подготовительного дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве.


Задачи:

 

Оздоровительные

 

  1. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
  2. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
  3. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть.

 Образовательные

 

  1. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
  2. Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления.
  3. Учить различным видам прыжков (ноги вместе, ноги врозь; прыжки сбоку; удлинённый прыжок и. т.д.)
  4. Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера, сохранять равновесие.

Воспитательные

 

  1. Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

Коррекционные

 

     1. Достижение основных движений, физических качеств (быстроты, прыгучести, выносливости, равновесия, ловкости), ориентировки в пространстве, координации движений и др.

     2. Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

     3. Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания.

 

Технологичность

 

При введенииупражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре в подготовительные группы, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с беседы и показа инвентаря, а так же с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым, а также наращивая координационной сложности.Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук.

 

Результативность

 

  1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
  2. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
  3. Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения, что очень хорошо для детей с особенными потребностями образования.

 

Характеристика координационных способностей

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение. Относительно двигательной деятельности человека(ребенка) употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

КООРДИНАЦИЯ – это способность ребенка рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Для характеристики координационных возможностей ребёнка при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».

ЛОВКОСТЬ - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Координационная способность дошкольника – это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.В. И. Ляха,что координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия. В 5-6лет умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота). В 7-8летразвивается четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). Затем ускоренно развиваются основные движения (движения руками и ногами).

В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е. имеют хорошие «общие» координационные способности, а так же есть дети с нарушением этих качеств.

Определение координационно-скоростной лестницы

Координационная лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Упражнения на координационной лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции мышц голеностопа. Она предполагает постоянное наращивание различных спортивных возможностей.

Видкоординационной(скоростной) лестницы

Координационная лестница выполнена своими руками и является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.

В моей методике подходит плоская раздельная из частей лестницас перекладинами по отношению к земле.Лестница работает по принципу развития общих спортивныхнавыков, которые могут быть перенесены уже в какую-то особуюспортивную отрасль, тем самым развивать координационные способности у дошкольников. Лестница была сделана и спроектирована своими руками из «бросового материала» Лестница имеет отдельные ячейки и с разными цветными переходами для дополнительного развития познавательных процессов детей.

Направленное совершенствование специфических координационно (скоростных) способностей

Изучив литературу по развитию быстроты и координации детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров в детском саду. Инструктор по физической культуре использует её как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Таким образом, использование упражнений с координационными лестницами позволит сформировать у детей координационно-скоростные способности, интерес к занятиямподвижным играм, а также к физической культуре в целом.

Применяется основной принцип работы с лестницей - от простого к более сложному.

При работе с лестницей используются 3 основных двигательных навыка:

 

ü упражнения в ходьбе

ü беговые упражнения

ü прыжки

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения. Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными упражнениями для детей, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса. Для детей с особыми образовательными потребностями я использую более лёгкую форму подхода к выполнению упражнений, учитываю психо-физическую эмоциональную и физическую способность детей.

Применение координационной (скоростной) лестницы в самостоятельной деятельности детей

  • На прогулке: подвижные игры, «классики», упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании.
  • В группе: подлезание, ползание, ходьба, прыжки, «классики».

Для выполнения упражнений дети используют карточки-схемы с помощью воспитателей, в старшей и подготовительной группе - самостоятельно.

Подбор упражнений к координационной лестнице

         Мной были составлены комплексы упражнений на координационной лестнице:

В ходьбе, в беге, в прыжковых упражнениях, в игровых упражнениях (Приложение 1).

 

Методические рекомендации по использованию координационной (скоростной) лестницы в ДОУ

 

На первом занятии с использованием координационной (скоростной) лестницы следует провести инструктаж. Перед каждым последующим занятием по физической культуре детям нужно напоминать:

  • какая должна быть дистанция при выполнении упражнения.
  • наступать на пластины лестницы нельзя.
  • при выполнении упражнений спину держать прямо.

На занятиях по физической культуре «скоростную (координационную) лестницу» можно применять в водной, основной и заключительной части занятия. Основным принципом планирования занятий с использованием координационной (скоростной) лестницы является постепенное усложнение упражнений. Младшая, средняя и старшая группы выполняют основные виды движений с применением координационной (скоростной) лестницы по возрасту. Если ребёнок на свой возраст выполняет упражнение правильно, можно его усложнить. Если он и в этом случае выполняет упражнение хорошо, можно дать ему упражнение из следующей возрастной категории и.т.д. Подготовительной к школе группе можно добавить упражнения на развитие координации движения.

Применение координационной (скоростной) лестницы служит прекрасным дополнением к занятиям по физической культуре и использовании её в самостоятельной деятельности в группах. С помощью лестницы развиваются такие качества как сила, ловкость, быстрота, координация движения. Успех от занятий по физической культуре будет только в том случае, если они будут разнообразными.

1. Обязательная разминкаперед выполнением упражнений

2.Выполнение задания по очереди

3.Коррекция осанки.

4. Чёткое и правильное выполнение упражнений на скорость, не стоит торопиться (сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость).

5.    Переходить от простого задания к более сложному.

 

Вывод

 Координационная лестница является эффективным средством развития координационно-скоростных способностей, таких, как координация, ловкость и быстрота, которые необходимы во многих видах спорта.

Ежедневная тренировка на координационных (скоростных) лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движению, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.

В своей работе я хотела показать, что необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям физической культуры, спортивным играм и соревнованиям.


 

Список литературы

  1. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.:// Изд. «Теория и практика физической культуры»//, 2001. - 21 с.
  2. Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта,1985. -56с.
  3. Лях, В. И. Координационные способности школьников. - В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. -169 с.
  4. Кравчук, Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст].:Автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1996. -23 с.
  5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. - М., 2002. -240 с.
  6. Координационные способности: диагностика и развитие. -Лях В.И., 2006 г. - 132с.
  7. Учитывалась программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редак. докторапед. наук Л.Б.Баряевой и кандидата пед. наук  Е.А. Логиновой. Санкт-Петербург 2010 г.