Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8394 Методическая разработка: "Коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей с задержкой психического развития"

Опубликовано 09.02.2024

МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №2" структурное подразделение ЛО г Сертолово

 

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей  в разновозрастной группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5-7 лет).

Подготовила учитель-дефектолог Солнцева Е.В.

 

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский и др.).

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это - объекты запоминания. Человек может запоминать их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-нибудь заинтересовали. Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени.

Уже в раннем возрасте память ребёнка с сохранным интеллектом развивается интенсивно. В школе ребёнок встаёт перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от школьника запоминания. Благодаря памяти обеспечивается организация, хранение и повторное использование прошлого опыта.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) память значительно ослаблена: ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации. У этих дошкольников ослаблены сами механизмы памяти: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания (А.Н. Антипина, Ю.А. Блинков, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, Т.Н. Волковская, Н.А. Деревянкина, В.В. Кисова, И.А. Конева, И.Ф.Марковская, В.Б. Никишина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

Авторами подчёркивается, что дошкольники с ЗПР с трудом запоминают стихи, содержание сказок, плохо удерживают в уме цель и условия заданий, упражнений, дидактических игр. Дети с ЗПР быстро забывают изученное.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у дошкольников с ЗПР имеют специфические особенности, так как формируются в условиях нарушенного развития. Эти дети лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с ЗПР позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. При этом преимущество преднамеренного запоминания у ребёнка с ЗПР выражено не так ярко, как у их здоровых сверстников.