Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8399 Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников «Деньги и их значение»

Опубликовано 11.02.2024

Пестова Галина Федоровна

воспитатель

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя школа №118»

Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

Архангельской области

Структурное подразделение Детский сад «Морошка»

 

Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста

основам финансовой грамотности»

 

Занятие по обучению детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старшего дошкольного возраста.

 

                Занятие в старшей группе по финансовой грамотности дошкольников

«Деньги и их значение»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Создание необходимой мотивации для повышения у детей финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о том, какие бывают деньги, для чего они нужны.

Расширять представление детей об экономических понятиях: деньги, потребности, товар – услуга.

Развивающие:

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека. Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях. 

Развивать познавательный интерес, мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к деньгам. Способствовать формированию коммуникативных компетенций.

Материал: демонстрационный – поднос с разложенными на нём денежными купюрами и монетами; картинки «потребности человека»; картинки профессии людей, предоставляющих услуги и товар; кошелёк; копилки; фотография здания банка; банковская карточка; аудиозапись; раздаточный – тарелочки с банкнотами и монетами, стаканы с водой, флажки красного и синего цвета.

Предварительная работа: беседы «Где и кем работают родители?», «Все профессии важны»; заучивание пословиц о труде; поход с родителями в магазин, на рынок; сюжетно-ролевая игра «Магазин»; изготовление для игры «Магазин» овощей и фруктов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем мы в кружочек дружно

                          Поздороваться нам нужно.

Музыкальное приветствие с движениями «Здравствуйте»

Я здороваюсь везде: дома и на улице             

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, маленький дубок, здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй, утро, здравствуй день,

Мне здороваться не лень!

Здравствуй утро, здравствуй день,

Мне здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! (Деньги)

(Показываю поднос с разложенными на нём денежными купюрами и монетами)

Воспитатель: Это бумажные деньги.  Называются - банкноты. Повторите (ответы детей).  Это металлические деньги, монеты. Повторите (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, хотите узнать много интересного о деньгах?  Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. 

(Дети проходят и садятся за столы, где разложены на тарелочках банкноты 50р., 100р., 200р.; монеты и стаканы с водой)

Воспитатель: Давайте рассмотрим монеты:

-Какие они по форме? (круглые)

-Из чего сделаны? (из металла)

-Какие по размеру? (маленькие и большие)

-Возьмите в руку и бросьте, какой звук издаёт монета? (звенит)

Теперь рассмотрим банкноты:

-Какие они по форме? (прямоугольные)

-А по цвету? (разные)

-Потрогайте их на ощупь (шуршат)

Исследовательская деятельность: На столе два стакана с водой. В один стакан опустите монету, а в другой банкноту. Что случилось с деньгами?

Вывод: монета тонет – она тяжелая, банкнота намокла, но цвет не потеряла.

Как надо относиться к деньгам? (аккуратно, бережно)

Воспитатель: Приглашаю сесть на стульчики. (Дети садятся на стульчики полукругом перед доской) Давайте поразмышляем с вами.

 Для чего деньги нужны людям? (покупать товар, копить, ходить в театр, кафе, ездить отдыхать, для оплаты за телефон и т.д.)

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей. А что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: Потребности – это то, без чего человек не может жить и все то, что он хочет иметь. Предлагаю вам посмотреть на картинки и выбрать жизненно-важные потребности человека.

(Дети рассматривают картинки на доске, выбирают и объясняют их значение – вода, дом, еда, одежда)

Воспитатель: в первую очередь нужно удовлетворять жизненно важные потребности. Человек не может прожить без воды, без еды, одежды и без дома.

А где же взять деньги, чтобы удовлетворить наши потребности?  За что можно получить деньги? (ответы детей)

Воспитатель: Да, люди получают деньги за свою работу.  Деньги, которые получают люди за выполненную работу как называются? (зарплата, заработная плата) Работа бывает самой разной. Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)

Воспитатель: Кем работают ваши родители? (Ответы детей)

Воспитатель: Вспомним пословицы о труде:

        Кто не работает, тот не ест.

        Любишь кататься – люби и саночки возить.

        Каков работник, такова ему и плата.

        Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

        Труд кормит, а лень портит.

Воспитатель: Как вы думаете, любая работа оплачивается? (Нет)

Домашняя работа не оплачивается, но она необходима. Какое значение имеет мамина работа на кухне для семьи? (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Посмотрите, из муки испекли мы пирожки.

(изобразить лепку пирожков)

Валюшке – две сушки (соединяем указательные пальцы с большими на обеих руках)

Анке – три баранки (соединяем пальцы обеих рук большие, другие три поочередно соединяем, образуя «баранки»)

Ну а мамочке, любимой вот такой пирог с малиной.

(разводят руки в стороны).

Воспитатель: (обращает внимание детей на мольберт, где размещены картинки людей разных профессий)

Люди некоторых профессий производят товары, такие как пекарь, художник, кондитер. Люди других профессий предоставляют услуги: воспитатель, няня, парикмахер, фотограф, учитель.

Давайте поиграем в игру «Товар – услуга».

(У детей под стульчиками лежат флажки красного и синего цвета)

Если это товар – поднимаем красный флажок, а если это услуга – синий. Договорились. Будьте внимательны.

  1. Катя отправила бабушке письмо по почте (услуга).
  2. Дедушка отнес сапоги в ремонт (услуга).
  3. Новосёлы купили в магазине мебель (товар).
  4. Мама отнесла бельё в прачечную (услуга).
  5. Соседи купили в магазине цветной телевизор (товар).
  6. На осенней ярмарке мы купили овощи и фрукты (товар).
  7. Дима собрался в Москву и купил на железнодорожном вокзале билет (услуга).
  8. Сестра сделала в парикмахерской красивую прическу (услуга).
  9. Папа купил санаторную путевку в «Беломорье» (услуга).

10.Саша и Таня катались в воскресенье на каруселях (услуга).

Молодцы! Порадовали своими знаниями. Теперь пора и отдохнуть.

Физминутка

Спинки дружно все прогнули –

Вот и мышцы отдохнули.

Повернулись вправо – влево –

Стало гибким наше тело.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

Друг за другом пошагаем.

И немного помечтаем.

(Дети садятся по-турецки на ковер)

Воспитатель: (Достает кошелек)

Что у меня в руке? (Кошелек) Для чего он?

Кто желает рассказать про эту вещь. (Выходит ребенок и рассказывает про кошелек)

«Это кошелек. Он прямоугольной формы, коричневого цвета. Сшит из кожи. Внутри его много разных карманчиков. Он закрывается на кнопочку. В кошельке хранят деньги».

Воспитатель: Где еще люди хранят деньги? (ответы детей)

Хранят деньги в банке (показываю фото здания банка), в копилке (показываю разные копилки), на карточке (показываю) Это банковская карточка, ей можно расплачиваться в магазине за товар. У неё есть магнитная полоска, но она постепенно стирается и поэтому пластиковой карточкой можно пользоваться 3-4 года, а потом поменять. Есть у карточки пин-код т.е. цифры, которые нельзя никому называть другим людям.

Воспитатель: Почему кошелек пустой? (ответы детей)

- Да, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. Скажите, почему иногда, когда вы просите купить что-нибудь у мамы, она не покупает? (ответы детей)

Правильно. Деньги надо расходовать правильно.

Звучит аудиозапись: «Мяу! А я буду экономить!»

Воспитатель: Ах ты, наш котишка-плутишка, на печке лежал и все слушал нас. Что он ребята сказал? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, котишка-плутишка, на следующем занятии мы научимся, как деньги правильно расходовать и экономить. А вы, ребята, спросите своих родителей, как они правильно расходуют свои деньги.

(Дети встают на ковре)

Заключительная часть:

Теперь вспомним, что мы сегодня узнали. Если вы согласны со мной, то похлопайте в ладоши, если не согласны -  молчите. Договорились?

 - Невозможно иметь все что хочешь.

- В первую очередь нужно удовлетворять жизненно важные потребности.

- С деньгами надо обращаться бережно.

   Тот, без нужды живет,

   Кто деньги бережет!

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье –

Дети: Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Используемая литература

 А. Д. Шатова «Тропинка в экономику».