Лукьянова Ирина Владимировна
ГБОУ Школа "Спектр"
г. Москва
Воспитатель
Формирование у дошкольников познавательных интересов через проектную деятельность.
Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Это уникальный период, когда закладывается фундамент всей жизни человека. А в Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?
Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, мы работаем по Программе дошкольного образования «Истоки». В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, проектной деятельности. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость - неразрывно связаны с культурой поведения.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-либо деятельности. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, внутреннее побуждение к чему-то новому.
Как сказал советский психолог Артур Владимирович Петровский: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника».
А процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру.
Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Слово «Проект» звучит публично и научно. А на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США. Его начало было положено американским философом, психологом и педагогом - Джоном Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, считаясь с его личным интересом. Профессор педагогического колледжа Уильям Херд Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы.
В России метод проектов приобрел широкую популярность в конце двадцатого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении.
Отечественные ученые 1920-х гг. считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем это все вместе. Тематика наших проектов самая разнообразная. Ну, например, «Московский Кремль», «Лес - наше богатство», «Сказки дедушки Корнея», «Зимовка. Лиса», «Парк- для нас, мы – для парка», «Красная книга», «Солнечный зайчик» в рамках юбилея С.Я. Маршака», «Встаньте дети в хоровод», «Профессия художник».
В проектной деятельности мы используем нетрадиционные формы организации - совместную деятельность с родителями. Мы привлекаем родителей к исследовательской, продуктивной деятельности в детском саду и дома с детьми, способствующей возникновению познавательной активности, ориентируем родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со сверстниками и взрослыми, обращаем их внимание на ценность детских вопросов в вечернее время дома. Мы также побуждаем находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Совместно с родителями планируем и предлагаем готовые маршруты выходного дня: экскурсии в музеи, театры, к историческим и памятным местам.
Таким образом, проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей, это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, оно требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми и родителями.