Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8422 Программа кружка дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений «Развивайка»

Опубликовано 21.02.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад общеразвивающего вида №19  п. Новый,  Надеждинского  района»

 

Программа кружка дополнительного

образования по развитию элементарных математических представлений.

«Развивай-ка»

 для воспитанников второй младшей группы

СКАЧАТЬ (полный материал)


 

 

Подготовила: Черноусова Е.В.

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2Цель и задачи реализации программы

1.3Принципы, лежащие в основе программы      

1.4 Возрастные особенности развития  детей  (от 3 до 4 лет)            

1.5 Планируемые  результаты  освоения программы «Развивай-ка»

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание рабочей программы.                                                                           2.2 Реализация интеграции образовательных областей.                                        2.3 Календарно – тематический план художественного развития по программе дополнительного  образования «Пластилиновое чудо»

2.4 Работа с родителями

3.Организационный раздел

3.1 Режим и формы реализации программы

3.2 Методическое обеспечение программы

3.3 Резутативность программы      

3.4 Список  литературы

1. Целевой раздел

 1.1 Пояснительная записка

      Рабочая программа кружка «Развивай-ка» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.   

     Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.  Развитие умений использовать названия цветов (белый, красный), величины (низкий, высокий). Тематика математического кружка способствует расширению  словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Основной формой образовательной деятельности является занимательное дело, в процессе которого широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.

     Работа кружка  «Развивай-ка» осуществляется под руководством педагога.   Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.    Работа проводится 1 раз в неделю 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками. При составлении программы   кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель данной программы:

Формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Задачи данной программы:

Обучающие:

- Формировать знания о множестве, числе, форме, величине, про­странстве и времени как основах математического раз­вития дошкольников; 

- Формировать  и развить  приемы умственной деятельно­сти (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);                                                         

  - Формировать конструктивные  умения (плос­костное моделирование);                    

- Формировать простейшие графические умения и навыки;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь;                                                  

   - Развивать математические способности;                                                                          

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитывающие:

- Воспитывать готовить материалы, необходимые для занятий;                                   

- Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию;                                          

  - Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

 

 

Работа распределяется по разделам:

- Количество и счет                                                                                                         

- Ознакомление с геометрическими фигурами                                                          

 - Определение величины                                                                                               

- Ориентировка во времени и в пространстве                                                           

  - Решение логических задач

Количество и счет

-Формирование  знаний  в  сравнивании  количеств  предметов, различии, где один предмет, где много, в выражении результатов определения в речи;                                                                                                                                   

-Устанавливать равенство и неравенство групп предметов;                                         

-Формировать в понимании и использования  в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;                                                                                                  

 -Формировать в понимании значение вопроса «Сколько» и правильно отве­чать на него;                                                                                                                 

 -Называть числительные по порядку в пределах 5, отно­сить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;                                            

   -Согласовывать в роде, числе, падеже числительное с су­ществительным;                 

  -Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.                                                                                                                     

   -Познакомить:со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

     В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса. Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами. Все это делает процесс обучения интересным и ориентиро­ванным на ребенка-дошкольника.

Геометрические фигуры

-Формирование в приемах обследования зрительно-двигательным путем.          

    -Формировать виденье  геометрических фигур  в окружающих предметах.               

  -Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямо­угольник, овал, треугольник.

-Познакомить  с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.                               

  -Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.

     Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ре­бенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружа­ющего мира.

Величина

-Формирование  знаний  в  сравнивании  предметов  различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.                                              

-Выделять признаки сходства разных и одинаковых пред­метов и объединять их по этому признаку.                                                                                                          

 - Использовать в речи: результаты сравнения (большой, помень­ше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

     Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способство­вать игровые упражнения практического характера, при вы­полнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно­-двигательная координация.

Время

-Формирование знаний  в различии  и правильности  называния  частей  суток: утро, день, вечер, ночь;                                                                                       

-Различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

     Для ознакомления с частями суток, временами года ребен­ку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания прак­тического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

Пространство

-Формирование знаний в различии  правой и левой  руки, в  раскладывании  и счете  счетного материала правой рукой слева направо.                                                    

-Обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.                                                                                                            

  -Двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

     Такие понятия, как слева, справа,  ребенок усваивает в про­цессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в пра­вую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на пра­вую ногу, левый на левую).

 

Логические задачи

-Формирование знаний в решении  логических  задач на сравнение, классифи­кацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

     Предлагаются задания на решение простых логических за­дач, выполнение которых будет способствовать не только раз­витию математических представлений, но и развитию внима­ния, памяти, мышления.

1.3 Принципы, лежащие в основе программы

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления

2. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.                                                                                                                                                      

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.                                                                                                                       

  4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

 

1.4 Возрастные особенности развития детей (от 3 до 4 лет)

     Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут. Память также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов. Мышление - наглядно-действенное, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. Активно развивается речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок, интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет.

     Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

     Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.