Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8430 Наглядно-дидактическое пособие "Разноцветный куб"

Опубликовано 27.02.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад комбинированного вида №59 г. Пензы

 

 Методические рекомендации

 по использованию наглядно-дидактического пособия

 «Разноцветный куб» с детьми среднего возраста

СКАЧАТЬ (с фото)

 

                                                                                                                                     

                                                                                      Составила: воспитатель 

                                                                                                      Коновалова Н.А

                                                                                                     

                                       

  2024

Актуальность

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Формирование математических представлений является одним из средств развития дошкольников, их  познавательных и творческих способностей.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от  24.12.2013

 №  2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Известно, что математика — это огромный фактор интеллектуального развития ребенка.  Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

По мнению известных психологов и педагогов (П.Я. Гальперина, Т.В. Тарунтаевой), формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путём целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в  игре. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике, закреплению и расширению полученных знаний.

Возрастная направленность использования: дети 4-5 лет.

Допускается возможность использования и детьми 6-7 лет при условии  усложнения  игр и упражнений.

 

 

Задачи:

Количество и счет

Учить с помощью счета определять количество, различать процесс счёта и его итог (в пределах 5-10).

Формировать представления о порядковом и количественном счете, умение использовать в речи количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы «Сколько? Который  по счету? На котором месте?»

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе

составления пар предметов.

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях,

когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они

отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина

Совершенствовать умение сравнивать  предметы по величине, длине, ширине, высоте.

Устанавливать размерные отношения между 5-7  предметами разной длины

(ширины, высоты, толщины), располагать их в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.

Форма

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате,

треугольнике, а также шаре, кубе, прямоугольнике.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-

круг, платок-квадрат и др.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в

заданном направлении ; обозначать словами положения предметов относительно себя.

Познакомить с пространственными отношениями далеко - близко.

Ориентировка во времени

Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях,

последовательностей (утро, день, вечер, ночь);  временах года.

Познакомить с понятиями:  «вчера, сегодня, завтра»

 

Описание по изготовлению пособия:

«Разноцветный куб» изготовлен из белого  пластика. По периметру каждой грани

приклеена контактная лента. Размер куба 22 на 22 сантиметра. Вес - 300 грамм.

При изготовлении пособия учтены основные принципы:

  • безопасность
  • соответствие санитарным нормам
  • соответствие возрастным  особенностям детей.

 На пяти гранях «Разноцветного куба» расположены квадраты из фетра на контактной ленте. Каждый цвет квадрата определяет  раздел ФЭМП. Красный  –  «Количество и счет»; серый  –  «Ориентировка во времени»; бежевый  –  «Ориентировка в пространстве»; синий – «Форма»; зеленый – «Величина». К пособию также прилагаются пять разноцветных папок, в которых находится дидактические игры и материал к заданиям и упражнениям.

Описание по использованию:

Раздел «Количество и счёт»  представлен следующими играми и упражнениями:

 

1.« Математическая гусеница» (приложение №1)

Задачи:

- закреплять умение считать в пределах 5-10, соотносить количество с цифрой.

- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию (глаз-рука)

Правила игры: ребёнок  раскладывает гусеницу в порядке возрастания количества бусинок на каждом сегменте её тела – прямой счёт; в порядке убывания – обратный счёт. Дети,  которые умеют считать до десяти могут использовать все десять сегментов.

Второй вариант игры: выложить гусеницу и подобрать к каждому сегменту тела цифру, которая обозначает число бусинок.

2.«Ладошки»    (приложение №2)

Задачи:

-упражнять  в порядковом счёте в пределах 5-10, в умении производить отсчёт (бусины) , соотносить количество с цифрой;

-закреплять умение сравнивать, употребляя понятия «больше», «меньше», «левая, правая рука»;

- познакомить с математическими знаками, понятием «пример», «задача»(на перспективу)

- развивать умственные способности, мелкую моторику.

 «Отсчитай столько же, больше, меньше»

Ход: воспитатель предлагает ребенку отсчитать определённое количество бусинок

 и подобрать цифру; отсчитать больше или меньше, столько же; затем

задание усложняется, бусинок должно быть на 1,2… больше или меньше образца.

Аналогичный вариант игры проводится и с ладошками.

 «Разложи цифры по порядку»

Ход: воспитатель ребенку предлагает расставить цифры от 1 до 10 по порядку.

 Посчитать. Показать названную цифру.

 «Найди соседей числа»

Ход: воспитатель предлагает ребенку назвать соседа числа, например, 2, 3, и т.д.

 «Найди ошибку»

Ход: воспитатель заранее путает порядок цифр, затем предлагает ребенку найти ошибку и

Исправить.

 «Счёт и цифры»

 Варианты использования: расставить цифры по порядку; посчитать до (5-10); посчитать в обратном порядке; назвать соседей числа. На перспективу: составить и решить пример, за (+,-); сравнить числа, составить и выложить решение задачи.

 «Поставь знаки «<», «>», «=»»

Ход: ребёнку предлагается обозначить «пальчики» на планшете по счету цифрой,

сравнить количество пальцев знаком.

3. «Сложи картинку»    (приложение №3)

Задачи:

- закреплять знание детьми счета, цифр; времён года

-развивать внимание , мышление, усидчивость.

Правила игры: ребёнку предлагается набор полосок,  на каждой цифра. Каждая полоска является частью одной предметной или сюжетной (времена года) картинки. Картинка будет правильно составлена, если цифры расположены по порядку. Наличие в игре нескольких вариантов картинок могут послужить к организации соревновательного момента в игре между двумя-тремя игроками. Побеждает тот, кто первый соберёт картинку

4. «Соедини  точки по числам»     (приложение № 4)

    

  (к заданию прилагается маркер и влажные салфетки)

Задачи:

- упражнять детей в порядковом и обратном счёте;

- закреплять знание цифр;

- развивать произвольное внимание, координацию «глаз-рука»

Правила игры: в данном упражнении используем квадрат с защитным карманом. В карман вставляется  листок с заданием  и ребёнок маркером  соединяет числа по порядку. Если числа соединены правильно, перед ребёнком появляется рисунок.

Вариант с усложнением: соединить цифры в порядке убывания.

5. «Муха»    (приложение № 5)

 

Задачи: Закреплять знания детьми цифр; развивать произвольное внимание,  пространственное мышление, умение концентрироваться на объекте длительное время, ориентировку на листе бумаги в клетку.

Правила игры: участниками игры могут быть пары  взрослый – ребенок или ребенок – ребенок. Игровая ситуация: сидела муха в своем домике под номером пять, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-­4  раза. Полетела муха налево, в домике  под каким номером оказалась? Вниз полетела, между какими, клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу? и т. д.

                                     Раздел «Ориентировка во времени»

 

1.«Части суток»    (приложение № 6)

Задачи: закреплять  названия частей суток, умение полно отвечать на вопросы.

Правила игры: ребёнку предлагается по сторонам квадрата ( периметру) разложить картинки по теме. Затем раскручивается  стрелка, которая укажет на определённую картинку. Ребёнок называет часть суток, изображенную на картинке. Игра сопровождается вопросами к детям о последовательности частей суток, о том , что мы делаем в данное время и тд.

2. «Времена года»       (приложение № 7)

Задачи: закреплять название и очерёдность времён года; развивать мышление, речь.

Данная игра может проводиться аналогично игре «Части суток» Второй вариант предусматривает самостоятельное раскладывание картинок по порядку, рассказ детей о каждом времени года. Загадывание загадок. В игре используются два варианта картинок:  с сезонными пейзажами и  с изображением лиственных деревьев в разное время года.

3. «Вчера - сегодня – завтра» (приложение №8)

Задачи: закреплять понятия «вчера- сегодня – завтра», их очерёдность.

Правила игры:  одновременно играть могут 1- 4 ребёнка. Детям раздаются сюжетные картинки с  изображением различных видов деятельности детей (рисуют, танцуют, поют, гуляют и т.д). Дети выкладывают на квадрат картинку и отвечают поочерёдно на вопросы воспитателя ( или самостоятельно),  когда и что они делали. Когда мы занимались музыкой? (вчера), гуляли когда? ( гуляли мы вчера и сегодня) и т.д.

Второй вариант: игра проводится с помощью выбора картинки спиннером со стрелкой.

4. «Дни недели» (приложение  № 9)

Задачи:  познакомить детей с понятием «Неделя» на основе детских стихотворений и загадок ; закреплять знание об очерёдности дней в недели; поддерживать интерес к произведениям художественной литературы.

 Данная игра сделана на перспективу, хотя большинство детей группы используют в своей речи данное понятие.

Правила игры: Вначале игра предлагается  на основе детских  стихотворений и считалок о днях недели в картинках.

Например. «В понедельник я стирала, пол во вторник подметала……», «В понедельник черепаха ткань купила на рубаху…» и т.д.  Дети читают стихотворение и выкладывают круг из отдельных секторов. Далее можно использовать выбор картинки спиннером.  Каждая картинка также пронумерована цифрами от1до 7. Что позволяет педагогу закрепить очередность дней недели.

5. «Семь гномиков» (приложение №10)

Задачи: закреплять знания детей о днях недели, развивать речь детей.

Правила игры: по выбору ребёнка картинки с гномами раскладываются по кругу  и используется спиннер для выбора, ребёнок называет день недели. Второй вариант: предлагается разложить семь гномов по порядку от начала недели  до выходных дней, или показать определённый день. Все свои действия дети сопровождают речью. 

 

                                    Раздел «Ориентировка в пространстве»

 

1.«Пройди по лабиринту»  (приложение№11)

 

 (прилагается маркер и влажные салфетки)

Задачи:  развивать пространственное восприятие и навыки ориентировки; зрительно-моторной координации движений.

Правила игры:используется квадрат с защитным карманом. В карман ребёнок выбирает из представленных заданий - лабиринтов и с помощью маркера проходит данное задание.

2. «Муха» (приложение№12)

Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, закреплять пространственные отношения ( влево - вправо, вверх - вниз, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол, середина листа - центр),

активизировать слуховое и зрительное внимание, способствовать закреплению знаний о  цветах и оттенках; развивать чувство времени.
Правила игры:

Вариант №1

Игровая ситуация:
Чтение сказки: «Жила – была муха».

Она очень любила путешествовать по цветному полю. А жила муха в левом нижнем углу (дети ставят муху на поле). Надоело ей сидеть, и полетела муха на 1 клеточку вверх. В какой по цвету квадрат она прилетела? Осмотрела все и полетела дальше на 1 клеточку вправо и где оказалась муха? (в центре листа). Но и тут мухе не понравились, и перелетела она на 1 клеточку вниз, а дальше еще на 1 клеточку вправо и оказалась муха в правом нижнем углу. Отдохнула муха и перелетела на 2 клеточки вверх и оказалась в правом верхнем углу. Но и тут ей не понравилось, и перелетела она на 2 клеточки влево и оказалась в левом верхнем углу. Посидела муха и решила лететь домой, так как дома лучше всего и перелетела на 2 клеточки вниз и оказалась дома, где? (в левом нижнем углу). Во время игры закреплять цвета, на которых путешествовала муха.

Вариант №2

Передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям  представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то вещь, определённого цвета, еду и т. д. Когда после посещения десяти-двенадцати «магазинов» муха возвращается, все вместе вспоминают, что же лежит у нее в корзинке с покупками.

 

 

Вариант №3  (Старшая - подготовительная группа)

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите, это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 3 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше ».

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

3. «Озорной котёнок» (приложение №13)

Задачи: упражнять детей в определении местоположения предмета;  в использовании  в речи предлогов : за, под, над, около, перед, впереди, позади и т.д.Закреплять названия геометрических фигур.

Правила игры: на квадрате, в хаотичном порядке раскладываются геометрические фигуры. Котёнок «прыгает», меняет своё местонахождение. Ребёнку предлагается озвучить  местонахождение котёнка.

4. «Маша во дворе» (приложение №14)

Задачи: : упражнять детей в определении местоположения предмета;  в использовании  в речи предлогов : за, под, над, около, перед, впереди, позади и т.д.

Правила игры: ребёнок самостоятельно раскладывает предметы, создавая «картинку» двора и рассказывает, что и где делает, или была Маша.

                                                        Раздел «Величина»

1.«Аквариум» (приложение №15)

Задачи:  закреплять знания о величине предметов (большой – маленький), умение сортировать предметы.  Развивать глазомер, мелкую моторику, внимание. Упражнять в счёте.

Правила игры:  в два разных по величине аквариума необходимо разместить рыбок соответственно их размера.

2. «Помоги животным» (приложение №16)

Задачи: закреплять понятие «Величина», умение различать высокие и низкие предметы.

Правила игры: ребёнку предлагается помочь животным: разместить высоких животных – за высокий забор, низких – за низкий забор. Данная игра может носить соревновательный характер при игре в паре.

3. «Дорожка к бабушке» (приложение №17)

Задачи: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по длине.

Правила игры: ребёнку предлагается выложить  к домику бабушки две дорожки. Длинную для Красной Шапочки, короткую для волка.

4. « Лес» (приложение №18)

Задачи: упражнять детей в умении сравнивать предметы по толщине, высоте.

Правила игры:  Ребёнку предлагается подобрать к деревьям с разной толщиной стволов, пеньки и грибы соответствующего размера.

 

                                                           Раздел «Форма»

 

1.«Закончи ряд» (приложение №19)

Задачи: закреплять умение различать геометрические фигуры, способность выполнять задание соответственно образцу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.

Правила игры: ребёнку предлагается на выбор несколько образцов, которые он должен продолжить соблюдая закономерность их расположения.

2. «Подбери заплатку» (приложение №20)

Задачи: закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник ),  умение подбирать фигуры  по цвету и размеру. Развивать внимание и усидчивость.

Правила игры: Ребенку предлагается набор одежды, которая « нуждается в ремонте». Необходимо подобрать  «заплатки» по цвету и форме.

 

3. «Заполни таблицу» (приложение №21)

 

Задачи: формировать умение классифицировать геометрические фигуры по двум признакам ( цвету и размеру). Развивать внимание, мышление.

Правила игры:  ребёнку предлагается заполнить таблицу геометрическими фигурами, совпадающими по цвету, форме, размеру.

 

4. «Собери картинку» (приложение №22)

Задачи:  упражнять детей в умении собирать картинку из геометрических фигур по образцу; формировать умение пользоваться простой схемой, умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры: ребёнку предлагается на выбор схема и набор геометрических фигур. Необходимо рассмотреть схему, определить, что на изображено, отобрать нужные геометрические фигуры и выложить идентичный рисунок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

  1. 1.     «Гусеница»

        

 

  1. 2.     «Ладошки»

 

      

 

 

3.«Сложи картинку»

                              

 

4.«Соедини по точкам»

    

 

5. «Муха»

       

 

6. «Части суток»

 

                  

 

7. «Времена года»

                       

 

8. «Вчера – сегодня – завтра»

 

 

 

9. «Дни недели

 

 

                 

 

10.  «Семь гномов»

 

 

                                           11. «Муха»

                                                                   

                         

 

12. «Озорной котёнок»

 

      

 

 

14. «Маша во дворе»

 

       

15.  «Аквариум»

 

 

 

 

 

 

                    

 

16. «Помоги животным»

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.  «Дорожка к бабушке»

       

 

 

18.  «Лес»

       

 

 

 

19.  «Подбери заплатку»