Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №201»
Консультация для воспитателей
«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной
категории Тукбулатова Л. Ф.
Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Можно создать в детском саду «мини-музей». Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка.
Что такое «Мини-музей»
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель создания мини – музея.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
- Формирование у дошкольников представления о музее
- Расширение кругозора дошкольников
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
- Развитие творческого и логического мышления, воображения
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада
Этапы создания мини-музея.
• Подготовительный этап.
• Этап реализации.
• Обобщающий этап.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы и названия.
2. Выбор места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Принципы построения экспозиции.
5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.
1. Выбор темы и названия
- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;
- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;
- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб? », либо приносит фотографии домашних животных.
2. Размещение мини-музея
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
2.1. Групповое помещение.
Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:
- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.
- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.
2.2. Раздевалка.
Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
2.3. Помещения для дополнительных занятий.
Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.
2.4. Холлы.
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.
2.5. Территория.
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.
3. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
3) по решаемой задаче:
- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);
- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).
3. Принципы построения музейной экспозиции.
• Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
• Принцип научности
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
• Принцип динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип разнообразия
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип экологичности и безопасности
-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
• Принцип непрерывности
-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
5. Паспорт мини-музея.
1. Визитная карточка:
– название мини-музея
– цель создания
– разделы и экспонаты
– фотографии
2. Оформление мини-музея.
Этап реализации.
1. Оформление мини-музея
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
1. Оформление мини-музея.
Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, на сколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающиеся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках,
- использование ширм,
- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),
- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.
Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
1) занятия-экскурсии
2) занятия с элементами игры
3) занятия с творческими заданиями
4) исследовательская деятельность
5) продуктивная деятельность
6) самостоятельная деятельность
Обобщающий этап.
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
• С кем можем поделиться полученными знаниями?