Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6622 «Картотека подвижных игр для детей младшего возраста»

Опубликовано 04.08.2021

 

Роганова Галина Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
г. Заволжье, Нижегородская область
воспитатель


«Картотека подвижных игр для детей младшего возраста»

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

МЕДВЕДЬ  И  ДЕТИ

(1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи.     Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ­ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей­ствий; поощрять самостоятельность детей.

Описание игры.      Роль медведя исполняет помощник воспи­тателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,        

Мишка деточек искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

 

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,        

Стали ножками стучать.     

Мишка, Мишка, вставай,

Наших деток догоняй.

 

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.


ПОЕЗД  (1 год 6 месяцев — 3 года)

 

 

Задачи.   Учить двигаться в определенном направлении, согласовы­вать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

 

Описание игры.      Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети изображают вагончики, а взрослый — паровоз. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

 

Варианты игры (2 года 6 месяцев — 3 года)

Роль паровоза выполняет ребенок. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т. п.                                                                                    Игра может проводиться под пение следующей песенки:

 

Вот поезд наш едет, колёса стучат                      

А в поезде этом   ребята сидят             

Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Бежит паровоз        

Далеко-далеко ребят он повёз

Но вот остановка, кто хочет слезать?

Вставайте, ребята, пойдёмте гулять!

 

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

 

                           КУРЫ  И  КОШКА   (1 год 8 месяцев — 3 года)

 

                                        

Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Описание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки ис­полняет  воспитатель. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки, и где они будут прятаться от кошки. Затем произносит  слова:

Выходите, курочки,  собирайте крошки,

Всех жучков и паучков прямо на  дорожке.  

 

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

 

Куры крыльями махали:   Ко-ко-ко, ко-ко-ко!                      

Куры клювиком стучали: Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

 

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!» Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

 

Выйду, выйду на дорожку,  Мяу-мяу-мяу!                                     

Там, где куры ищут крошки, Мяу-мяу-мяу!                              

 

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»  — и убегают в свои домики.

УТОЧКИ  И  СОБАЧКА   (1 год 8 месяцев — 3 года)

                                                                 

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер­стниками.

Описание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком  вышла мама-уточка   поучить утят.                               

Уж она их учит, учит! Вы плывите, деточки, плавно в ряд.

 

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит де­ток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребе­нок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай!

Утки наши белые без того не смелые.

 

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За­тем утка-мама говорит: Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.

ЛОШАДКА   (2—3 года)

 

 

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо­вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Описание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто:

 Я люблю свою лошадку,

причешу ей шерстку гладко,

гребешком приглажу хвостик

и верхом поеду в гости

 

Дети гладят, причесывают своих ло­шадок. На слова:

 И верхом поеду в гости...

Дети скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему.

Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по­ощряет их.

 

ВОРОНЫ   (2—3 года)

 

 

 

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

Описание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нарас­пев:

Вон под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны, кар-кар-кар!

 

Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями, произнося «Кар-кар-кар!» Под следующие слова продолжают бегать.

 

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар!

 

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают: Кар-кар-кар!

 

Садятся на корточки, руки складывают под щёчки, «засыпают»

 

 

ВОРОНЯТА   (2—3 года)

 

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, иг­рушка-собачка.

Описание игры. Дети изображают воронят. Взрослый пока­зывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез­дышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.

 

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, скло­няют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просы­паются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, воронята полетели, Кар-кар, кар-кар!

Вышла Таня на дорожку, воронятам сыплет крошки.              

Воронята прилетали, и все крошки поклевали, дружно клювами стучали: тук-тук-тук  

                                      

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!». Затем взрослый берет собачку и говорит:  «Тузик по двору гулял, вороняток испугал: «Гав!» Собачка догоняет воронят, а они улетают в свои гнездышки.

СОЛНЕЧНЫЕ  ЗАЙЧИКИ   (2—3 года)

 

      

Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Описание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:

Скачут побегайчики —             Прыг, прыг по углам,

Солнечные зайчики,                  Были там — и нет их там.

Мы зовем их — не идут.           Где же зайчики? Ушли.

Были тут — и нет их тут.          Мы нигде их не нашли.    

 

В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками.

Взрослый направ­ляет зайчиков в разные стороны комнаты.

 

ПЧЁЛКИ    (2—3 года)

 

 

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Описание игры. Дети изображают пчел, они бегают по ком­нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

 

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, пере­валиваясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас,

 Ж-ж-ж-ж!

 

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

 

ВЕСЁЛЫЕ  МЯЧИКИ   (2 года 6 месяцев — 3 года)

 

 

 

Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Описание   игры. Взрослый читает стихи:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!             

(С. Маршак)

 

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

 

ДОМИКИ  ДЛЯ  ЗАЙЧИКОВ   (2—3 года)

 

 

 

Задачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.

Описание игры.

Обручи лежат на полу — это домики зай­чиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей.

Воспитатель хва­лит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»

 

 

 

ПТИЧКИ  В  ГНЁЗДЫШКАХ  (2—3 года)

 

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып­ную; развивать внимание.

Описание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы­шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто­роне комнаты, площадки.

Взрослый говорит:

«На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки.

По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- рас­крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.

 

ГУСИ   (2—3 года)

          

 

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вы­зывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совмест­ных действий.

Описание   игры. Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди гово­рят:

Взрослый: Гуси-гуси!      

Дети. Га-га-га!

Взрослый:   Есть хотите?                                                              

Дети: Да-да-да!

Взрослый: Идите ко мне!

 

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»

Затем взрослый говорит: «Кыш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

 

МОТЫЛЬКИ   (2—3 года)

 

 

Задачи. Повысить двигательную активность; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.

Описание игры. Дети изображают мотыльков. Взрослый поет или говорит:

На зеленом на лугу              

Мотыльки летают.   

И с цветочка на цветок 

Весело порхают.          

 

  (Дети-мотыльки бегают, машут крылышками руками, порхают с кочки на кочку (мягкие дорожки или коврики   разложенные по группе).)

Таня вышла на лужок,

 У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(Взрослый держит в руках яркий сачок и пытается поймать мотыльков. Дети убегают.)

 

 

 

КОТ  ВАСЬКА   (2—3 года)

 

Задачи. Повысить двигательную активность; способствовать воз­никновению положительных эмоций от совместных действий.

Описание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается впра­во, влево, мяукает).

Взрослый и дети поют или говорят:

Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький,  ходит Васька кот.

 

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:                                  

Глазки закрываются,  спит иль притворяется?   

Спит ли Васька кот?    

 

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька — тут как тут.

Всех поймает он!

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

 

 

 

КОЛОКОЛЬЧИК  (1 год 6 месяцев — 2 года)

 

Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

Описание игры. Взрослый привлекает внимание детей зву­чанием колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз).

Дети могут приговаривать: «Динь-динь».

Затем взрослый бежит в противоположную сторону, зве­ня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я зве­ню».

Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает воз­можность всем позвонить в колокольчик

 

 

ЛИСА  И  ЦЫПЛЯТА   (3 года)

 

 

 

Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направле­нии; развивать внимание; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.

Описание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зерныш­ки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

(Цыплята настораживаются.)                

 

Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим.

 

(Цыплята бегут на носочках за обозна­ченную черту.)

 

Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».

АВТОМОБИЛИ  (2—3 года)

 

 

Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять дей­ствия в разных условиях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в коллективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.

Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гараж).

Описание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой — гаражом. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого «Автомобили, в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.

 

 

 

ПТИЧКИ  И  АВТОМОБИЛЬ  (2—3 года)

                      

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по огра­ниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сиг­нал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмб­лемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Описание игры. Все дети изображают птичек. Роль авто­мобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зер­на. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с до­роги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне груп­пы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» —

птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по доро­ге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

 

ПО  РОВНЕНЬКОЙ  ДОРОЖКЕ   (1 год 6 месяцев — 2 года)

 

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Описание игры. Взрослый произносит текст, а дети выпол­няют движения в соответствии с текстом:

По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)                                

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,             (Прыгают.)

Попрыгаем по камешкам,

Раз-два-три, раз-два-три.

На ровненькой дорожке,

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем мы живем.      (Останавливаются.)

 

КАРУСЕЛИ   (2 года 6 месяцев — 3 года)

 

 

Задачи. Развивать равновесие, умение согласовывать свои дей­ствия со словами текста; вызывать положительные эмоции.

 

Описание игры. Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

 

 

 

КОЛОБОК   (2 — 3 года)

 

 

 

Задачи. Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоноч­ник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Описание игры. Дети изображают колобков: они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую.

Вначале взрослый помогает ребенку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился колобок. Катится, катится, с боку на бок поворачивается», затем дети катаются самостоятельно.

 

 

КОМАРИКИ  И  ЛЯГУШКА (1 год 8 месяцев — 2 года)

 

Задачи. Учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от со­вместных действий.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением ко­мариков и лягушки, стулья, на которых лежат платочки (по числу де­тей).

Содержание игры. Дети-комарики летают по группе, произно­ся звук «з-з-з», присаживаются, опуская руки-крылья после слов взрос­лого:

Сел комарик на кусточек,         Свесил ножки под листочек,

На еловый на пенечек,              Спрятался!

 

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит во­дящий в шапочке или с эмблемой лягушки и говорит: «Где же кома­рики? Я их сейчас найду! Ква-ква-ква!» Ищет, но не находит. Иг­ра повторяется. Затем водящий-лягушка со словами «Вот они!» нахо­дит комариков. Но комарики разлетаются, и лягушка пытается их пой­мать.