Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8022 «Методические рекомендации по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с ФГОС»

Опубликовано 05.07.2023

Труфанова Виктория Юрьевна
МБДОУ №6 «Ромашка» г. Междуреченск
Музыкальный руководитель

Методические рекомендации по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с ФГОС

 

          Музыкальная культура человека формируется еще в раннем возрасте. Именно в дошкольный период дети получают знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.

          Звуки, извлекаемые на разнообразных музыкальных инструментах, звучат по-разному, их целый спектр. Услышать «живое» звучание инструментов детям не так просто, чаще дети слышат музыку в аудиозаписи.

          Задача по ознакомлению дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами возлагается на музыкального руководителя детского сада. Поэтому музыкальный руководитель должен всегда быть в поиске новых путей, современных методов, интегрированных технологий по обучению игре на детских музыкальных инструментах.

Обучение на детских музыкальных инструментах открывает дошкольникам новый удивительный мир звуков, у них проявляется интерес к инструментальной музыке, ими усваиваются первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, дети овладевают навыками игры, развиваются их музыкальные способности.

 

      Игра на музыкальных инструментах чрезвычайно привлекает дошкольников как один из видов детской исполнительской деятельности.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: воля, сосредоточенность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Таким образом, вопрос обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в рамках реализации ФГОС очень актуален.

 

Целью обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, реализуемой в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС, является расширение и обобщение представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в соответствии с содержанием ФГОС.

Задачи обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в условиях ФГОС ДО:

· познакомить       с       простейшими       приемами игры на музыкальных инструментах;

· приобщать к игре на детских музыкальных и шумовых инструментах;

· разучивать с детьми простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;

 · исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая общую динамику и темп;

· формировать первичные          представления об элементарной музыкальной грамоте;

· побуждать детей  к самостоятельной импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах;

· воспитывать у детей веру в свои творческие способности;

· воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

 

 Музыкальные способности – это, прежде всего, индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. Музыкальные способности, в той или иной степени, проявляются почти у всех людей.

Трудно представить наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство. Уже в раннем возрасте можно определить, имеет ли ребенок музыкальные способности. Обычно музыкально одаренный ребенок любит слушать музыку, быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает.

 

Обучение игре на детских музыкальных инструментах является одним из видов деятельности, способствующей развитию музыкальных способностей детей, таких как:

· чувство ритма,

· звуковысотный слух, 

· тембровый слух,

· диатонический слух,

· восприятие музыки и эмоциональная отзывчивость, · музыкальная память.

Любое     исполняемое произведение имеет свой музыкальный размер, во время игры дети учатся слышать сильные и слабые доли такта, благодаря этому тренируется ритмический слух. Постепенное движение мелодии вверх или вниз, различная высота извлекаемых звуков способствует развитию звуковысотного слуха. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску, дети учатся различать их звучание, таким образом, развивается тембровый слух.

Громкое и тихое звучание разучиваемых песенок, попевок во время игры, постепенное затихание или усиление громкости тренирует диатонический слух. Разучивание разнохарактерных пьес в детском оркестре способствует восприятию музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.

Благодаря тому, что дети обучаются приемам игры на детских музыкальных инструментах, разучивают и исполняют простейшие мелодии, песенки, получают первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, получают много новых знаний, тренируется музыкальная память. Чем активнее общение ребенка с музыкальными инструментами, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.

 

Для успешного обучения игре на детских музыкальных инструментах и развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего, создать необходимые условия. В первую очередь, должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.

В наше время музыкальному руководителю не обойтись без активного использования в своей работе современных информационных технологий. Это является еще одним из условий успешного обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах. Организация детского оркестра в дошкольном учреждении из числа наиболее музыкально развитых дошкольников является результатом знакомства с шумовыми и музыкальными инструментами.

Одним из      условий      положительной     динамики      обучения игре на инструментах являются открытые показ для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра на шумовых инструментах, игра в  оркестре, творческие     упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Апробированные на практике методы обучения приемам игры применяются в зависимости от подбора детей по музыкальным способностям в данном учебном году:

  • · метод чтения мелодии при игре на инструменте по цифрам, которыми обозначается соответствующая клавиша или пластина на металлофоне. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д.;
  • · метод          чтения      мелодии     по     цветовым     обозначениям, которыми обозначается соответствующая клавиша или пластина на металлофоне. Например, нота «до» - синим цветом и т. д.
  • · метод обучения игре по слуху, рекомендуется для музыкально одаренных детей,
  • · метод демонстрации;
  • · метод объяснения;
  • · метод упражнений;
  • · самостоятельная работа.

Наиболее действенными можно назвать следующие методы и приемы –демонстрация игры на различных музыкальных  инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а также применять метод презентационного показа.

      Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с музыкальным инструментом, можно сопровождать мультимедийными  презентациями: «Музыкальные  и шумовые звуки»                   и другие. Показ презентаций  должен  длиться   5 - 10 минут. Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а также примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляютс помощью   музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить  детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале, и сыграть на них ритмический рисунок своего имени.

На каждом виде музыкальных инструментов     играют по-разному. Нужны специальные приемы, без которых просто невозможно будет сыграть красиво и правильно.        Поэтому, целесообразным будет индивидуальный подход к каждому дошкольнику, особенно, если впоследствии этот ребенок будет играть в оркестре.

Таким образом, использование методической разработки музыкальным руководителем детского сада позволяет:

  • · достичь результата с помощью различных методов, приемов и форм музыкальной деятельности на каждом этапе обучения игре на детских музыкальных инструментах, а также провести системный анализ.
  • · развивать творчество детей через игру на детских музыкальных и шумовых инструментах, используя ряд мероприятий, позволяющих углубить и обобщить представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов.

 

Проведение каждого занятия по обучению игре на инструментах требует от музыкального руководителя    не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.