Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8028 Доклад: "Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР, в группе комбинированной направленности"

Опубликовано 13.07.2023

 Доклад:

На тему:

«Мнемотехника, как средство развития   связной речи у детей с нарушением зрения  и ТНР в группе комбинированной направленности»

СКАЧАТЬ (с фото) 

 

                                                            Огай С.Н.

                                                             МБДОУ №47 Северск.

 

2023 год.
 

Дошкольный возраст наиболее благоприятен, для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с нарушением зрения. Монологическая речь, психологически более сложная, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, на занятиях используются приемы мнемотехники.

Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов. Они могут быть: предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для развития речи большое значение имеет у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Игрушки, предметы, иллюстрации явления, по  которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям.

Учебно - наглядные пособия подбираются таким образом, чтобы они отвечали и лечебно-офтальмологическим, и педагогическим требованиям. Эти пособия пробуждают и стимулируют интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствуют конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

Наглядные пособия, изготовленные для этих детей, окрашены преимущественно в теплые тона, ввиду неодинаковой чувствительности глаз наших детей  к разным цветам спектра.

Необходимо постоянно помнить, об индивидуальном подходе, к каждому слабовидящему ребенку, в зависимости от его зрительного дефекта. В ходе каждого занятия по развитию речи применяются коррекционно-развивающие упражнения. Так, при сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений-расслабить конвергенцию, что помогает сосредоточить направление взора в даль и вверх.

При расходящемся содружественном косоглазии используются упражнения, предназначенные усилить аккомодацию, что помогает направить взор вблизи и вниз.

Нельзя забывать на занятии, что ребенок с амблиопией выполняет все задания при заклеенном лучше видящем глазе, т.е. в условиях, когда вся нагрузка падает на плохо видящий глаз.

При знакомстве с сюжетной картиной, детям предоставляется возможность рассматривать ее более длительное время, детям с низкой остротой зрения предлагается рассматривать картину вблизи. Все это помогает им увидеть изображение в целом, а затем разглядеть и разобрать данный сюжет по частям, понять его содержание, более глубоко разобраться.

Решая поставленные речевые задачи на занятиях, слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Для сохранения зрения, для устранения или уменьшения болезненных проявлений, а так же для профилактики переутомления глаз используются рекомендации, разработанные В.К.Велитченко.

        Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап: рассматривание таблиц и разбор того , что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап: после преобразования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень-желтая или оранжевая буква «О», зима-синяя или голубая буква «З», весна-зеленая буква «В», лето-красная буква «Л».

Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы, как от педагога, так и от детей:

 *наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

* раздаточный материал;

* обсуждения с детьми  проведенных  наблюдений за явлениями природы;

* выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:

  • У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, словарный запас выходит на более высокий уровень.

 Опыт показывает: чем раньше начать учить детей рассказыванию и пересказу с использованием метода мнемотехники, тем качественнее они будут подготовлены к школе. Мнемотаблицы помогают формировать, прежде всего, связную речь , которая является важным показателем умственных способностей ребенка и специальной готовности его к школьному обучению.