Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8037 Консультация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста»

Опубликовано 27.07.2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 27 г. Лениногорска»

МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан


 

Консультация для родителей:

«Развитие речи

детей раннего возраста»

 

Сушкова Т.С.,

воспитатель

первой квалификационной категории

Гисматова И.С.

воспитатель

первой квалификационной категории


 

г. Лениногорск, 2023 год

 

 

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году – понимание, активная речь, словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяют и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношения окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, он активен и восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях в детском саду.

Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных, положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребенка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи, понимания, использования усваиваемых языковых средств в целях общения.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия.

Общение – это такое взаимоотношение взрослого к ребенку и ответ ребенка на это обращение. В результате малыш не только пассивно воспринимает  воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом.

В условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов, и на этой основе начинает развиваться собственно речевое общение.

Собственно речевое общение формируется на втором году жизни, как правило, во втором полугодии. Ребенок использует слова не только в ответ на побуждение взрослого, но и по собственной инициативе, обращаясь к взрослому по разнообразным поводам. Инициативная речь является показателем работы взрослых с детьми. По ней можно судить о характере и содержании общения взрослого с ребенком, о том, в какой степени дети владеют словарным запасом и другими языковыми средствами и используют их с целью общения.

В развитии речи маленьких детей особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь взрослых является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи взрослых. Установлено, что раньше всего малыш начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие ситуативной речи, а впоследствии на развитие понимания значений слов и усвоения активного словаря.

В раннем детстве развитие речи разделяется на 2 периода: первый – подготовительный, второй – оформление самостоятельной речи.

Подготовительный период имеет важное значение в последующем развитии детской речи. В этом периоде закладывается основа, на которой и в дальнейшем будет строиться речь ребенка, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем.

Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления в а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял).

Взрослые в своей речи не должны допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина и кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета.

 «На окне стоит цветок. На столе лежит книга, возьми ее и принеси мне. Катя, ты где взяла зайчика? На полочке я его не видела. Наверное с ним играл твой братик Миша. Ты не отобрала зайчика, а попросила? Скажи, как ты это сделала?»

Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»).

В своевременном развитии речи детей большая роль принадлежит наблюдениям, рассматриванию. Наблюдения можно проводить в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, мама сначала моет чайные чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия (Яблоко и помидор круглые. Яблоко зеленое, а помидор красный).

Для развития речи широко используются картинки (отдельные предметы, предметы в действии, сюжетные картинки). Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова вслед за взрослым, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Важное значение в развитии речи имеет чтение книг с иллюстрациями. О содержании книг можно побеседовать с малышом. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек, песенок, колыбельных. Эту работу необходимо проводить систематически. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Большое влияние на развитие речи оказывают игры со строительным материалом, музыкальными инструментами.

Взрослым необходимо внимательно следить за речью детей: слушать, как говорит ребенок. По необходимости давать правильные образцы для усвоения слов, фраз («Саша, скажи как следует: голубок, а не губулёк. Ты сказал моя пальчик, а надо говорить мой пальчик»).

Для активизации речи необходимо применять те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Работу по развитию мелкой моторики можно и нужно начинать с раннего возраста. Этому способствуют игры и упражнения пальчиковой гимнастики («Жил-был зайчик», «Моя семья», «Солнышко» и т.д.)

 

Подведем итог:

- на любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых;

- необходимо несколько раз в день по 3 минуты разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, о том, что он делает;

- при обучении называнию предметов, при формировании слов-понятий необходимо чтобы ребенок имел возможность действовать с предметами, необходимо добиваться словесный реакций малыша;

- основной принцип работы – развитие речи во всех процессах жизнедеятельности ребенка.

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.