Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Березка» общеразвивающего вида
Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях
Разработала:
музыкальный руководитель
Гололобова Галина Ивановна
Барнаул 2020г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Проблема общения детей в современном обществе актуальна. Понятие «общение» тесно связано с понятием коммуникация. Коммуникация является одним из ведущих направлений в процессе формирования личности. Поэтому в программе дошкольного воспитания по ФГОС уделяется большое внимание этому направлению.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Через игру мы решаем все задачи по развитию ребенка. Одной из задач, стоящих перед педагогами МДОУ, - это помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, формировать и развивать навыки общения, помочь адаптироваться в социуме. Поэтому развивать эти функции нужно с раннего возраста. Развитие таких коммуникативных взаимоотношений в дальнейшем поможет предотвратить такие проблемы, как конфликты и одиночество. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования личности ребенка, коммуникативного общения.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, умение взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Главной целью является развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между детьми.
Развивать коммуникативные навыки начинаю с раннего возраста. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей. Поэтому только путем организованного обучения можно достичь успехов и результатов в развитии общения.
На музыкальных занятиях в младшем возрасте использую приветствие, например: «Ладошечка».
Цель: способствовать установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и детьми.
- Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошеке.
Музыкальный руководитель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Музыкальный руководитель на 1 куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки, дети гладят ладошки педагога.
«Здравствуйте, ладошки».
Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки (чмокают)
Здравствуйте зубки (стучат)
Здравствуй мой носик - би-би-би
Здравствуйте. Малышки.
Всем: «Привет!»
Дети младшего возраста любят играть в игры. Использую такие игры, как «Разноцветные клубочки», «Флажки» на развитие коммуникативных навыков.
«Разноцветные клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. – высыпает клубочки
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и
И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.
Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».
«Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.
Материал: флажками
Ход: педагог показывает детям флажки и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки (дети берут по флажку)
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».
В младшем возрасте использую коммуникативные танцы. Например: танец «Ты с дружочком становись» (мл. возраст)
1."Ты с дружком становись,
И с дружком покружись
Ля - ля - ля, ля - ля - ля,
И с дружком покружись.
- А теперь мы ножкой топнем,
И в ладошки громко хлопнем
Раз, два, три, раз, два, три
На дружочка посмотри!
3.А теперь возьмем друг друга
И пойдем с тобой по кругу
Мы по кругу погуляли
Свою пару потеряли
Раз, два, три ты дружка себе найди. (дети должны очень быстро поменять партнера)
Обязательно детей нужно похвалить, дать положительную оценку.
В среднем и старшем возрасте использую коммуникативные танцы. Такие как, «Мы с дружочком танцевал», « Я от тебя убегу», «Поссорились - помирились», а также танцы со сменой партнера. («Побежали парами скорей», «Ищи», «Приглашение»)
В старшем возрасте использую коммуникативные игры: «Зашагали ножки».
1.Зашагали ножки весело по кругу.
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 «Здравствуй, говори!»
1-2-3 руку мне пожми.
2.Побежали ножки весело по кругу
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 Головкой поклонись
1-2-3 мило улыбнись!
2.Поскакали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорогу к другу.
1-2-3 Хлопай веселей
1-2-3. Обними скорей.
«Улыбка»
( Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой. )
Фея в гости к нам пришла,
Всем улыбку принесла.
Рот ладошкою прикрыла
И улыбку подарила!
(дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)
К нам волшебник приходил,
Всем улыбку приносил.
Рот ладошкою прикрыл –
И улыбку подарил.
( Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него)
Маша, (Лена), улыбнись! Всем ребятам поклонись!
Дети любят играть в парах. Это игра «Ладонь в ладонь», «Дрозды», «Ссора»
«Ладонь в ладонь»
(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
«Дрозды»
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
«Ссора»
(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)
Два кота сегодня в ссоре-
Когти точат на заборе.
Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.
Успокойтесь, не сердитесь
И с друг другом помиритесь -
Чем побитыми ходить, лучше в мире добром жить!
(Дети меняются парами)
Применяю на занятиях коммуникативные массажи. Такие как «Таря - Маря», «Хозяин дома?» и др.
Так играя, мы, педагоги, помогаем детям раскрепоститься, научиться общаться между сверстниками, со взрослыми.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.