Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8015 Ежеквартальный журнал «Жар-птица» для родителей. «Ознакомление дошкольников с предметным и социальным окружением»

Опубликовано 26.06.2023

Носова Татьяна Анатольевна

МБДОУ ЦРР «Детский сад № 217»

Алтайский край, г.Барнаул 

 

Ежеквартальный журнал

для родителей

Жар-Птица

 

«Ознакомление дошкольников

с предметным и социальным

 окружением»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Содержание

 

 

  1. 1.   Знакомим детей с предметным и социальным окружением.

 

  1. 2.   Предметный мир и его роль в процессе социализации личности

ребенка.

 

  1. 3.   Игры по ознакомлению детей с предметным миром.

 

  1. 4.   Загадки о предметах и их свойствах.

 

 

  1. 5.   Ознакомление детей с социальным окружением в семье.

 

  1. 6.   Играя – знакомимся с профессиями.

 

 

  1. 7.   Стихи для детей о профессиях.

 

  1. 8.   Роль семьи в процессе социализации личности ребенка.

 

              Знакомим детей с предметным и социальным

окружением.

 

Знакомство ребёнка с предметным и социальным окружением   начинается                               с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются            с предметами. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу             для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на           всю жизнь. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство   образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте. Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный       мир людей, мир предметов, созданных человеком. Поэтому необходимо помочь       ребёнку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные      и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. 

 

Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребёнком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребёнка  самостоятельно ориентироваться и действовать в мире Главная задача   обучения и       воспитания детей заключается не в передаче им           готовых знаний, а организации такой детской    деятельности,     в процессе которой      они сами делают "открытия", узнают    что-то новое путём решения      проблемных задач.

Предметный мир и его роль в процессе

социализации личности ребенка

         Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

          В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении      многих веков.

          Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят               в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой         социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

          Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку      ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е.      составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.

          По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать    опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

          Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и          качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

           Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир.         Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащаетсодержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

 

Игры по ознакомлению детей

с предметным миром.

                                                     «УГАДАЙ, ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

   Дидактическая задача. Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

    Игровое действие. Группирование.

    Материал. Предметные картинки, кусочки разных видов материала, обручи.

Ход игры

   Игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных       кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая    группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям          рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснить, из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки         и разносят          их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

 

«ИЩУ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

    Дидактическая задача. Закреплять представления детей о многообразии предметов рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и       функцией. Развивать наблюдательность, находчивость.

    Игровое действие. Объединение.

    Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

Ход игры

    Ребенку предлагается набор карточек с изображением предметов      рукотворного      мира. Взрослый обращается к ребенку с просьбой найти для его предмета      на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например, «Я – УТЮГ, мои друзья те        предметы, которые имеют со мной         одинаковую функцию – нагревание».

 Ребенок среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга: камин, электрический чайник, плита и другие.

 Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

«РЕКЛАМА»

   Дидактическая задача. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов (структура, температура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость –                  прочность, блеск, звонкость и т.д.).

   Игровое действие. Рекламировать продукцию.

   Игровое правило. При покупке товара покупатель должен объяснить, почему       покупает.

Ход игры

  Взрослый организует магазин с разными отделами. Ребенок–продавцы прежде чем    продать товар, должны рекламировать свою продукцию, т.е. объяснить почему     необходимо его купить, именно из этого материала, каковы его достоинства. После    рекламы покупатель при покупке должны пользоваться следующей речевой       конструкцией: «Я возьму этот предмет, потому что мне нравится, мне необходимо».

 

 

                                       «ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ»

  Дидактическая задача. Побуждать детей устанавливать причинно-следственные         связи между свойствами и качествами материала, и назначением предмета.

  Игровое действие. Называние, объяснение, отгадывание.

  Игровое правило. По сигналу взрослого начинать объяснение.

Ход игры

   Предложить ребенку поразмышлять: что было бы, если бы …Дальше называется известный дошкольнику материал и исчезновение одного его свойства.                              «Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным?» и т.п.

Загадки о предметах

    Предложите ребенку отгадать загадку и назвать материал из чего сделан         предмет.

   На столе стеклянный дом.

   В нём живёт усатый сом,

   Золотые рыбки

   И серые улитки.

 

   В ней ромашковый букет

   Или килограмм конфет.

   Догадаетесь вы сразу,

   То, что перед вами?

 

    Маленькая собачка

  Свернувшись лежит —

  Не лает, не кусает,

  А в дом не пускает

 

   Он всегда стоит в углу,

   Возле печки на полу.

   Если кто-то сор бросает,

   Он охотно убирает.

 

   В нашем доме под окошком

   Есть горячая гармошка:

   Не поет и не играет —

   Дом она обогревает

 

Ознакомление детей с социальным

окружением в семье

   Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья                 и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой         семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства        должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

  Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с         детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

  Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной             жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных             искусств и др.

  Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем        и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится      основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь        природу, приобщаться к культуре родного края.

 

 

Знакомимся с профессиями играя дома.

 

 «Поймай – скажи».

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет профессию. Поймавший мяч бросает его взрослому, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит,

плотник – строгает.

 

«Назови слова – действия».

Взрослый называет профессию, а ребенок говорят слова – действия, которые выполняют люди

этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру,

назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

 

 

 

 «Кому нужен этот предмет?».

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ,

дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Ребенок под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – ребенок берет предмет напротив    которого остановился и говорят:

- Как называется этот предмет?

- Людям какой профессии он нужен?

- Что делает человек данной профессии?

 

«Писатель».

Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал

«рассказ» о какой -либо профессии, атрибуте этой профессии. Затем ребенок выходит под аплодисменты и рассказывает свою задумку

 

   Стихи для детей о профессиях

 

Когда я вырасту…

 

Много есть профессий разных

                                                      Много всяких нужных дел.

                                                      Чем бы в жизни заниматься,

                                                      Что бы делать Ты хотел?

                                                      Иль летать над облаками

                                                      Или делать все руками,

                                                      Или строить, или шить,

                                                      Иль пожар водой тушить?


Чтобы мама отпустила

 

  Назову сейчас профессий

    Не четыре и не десять,

    А почти что три десятка!

   Ну-ка, слушайте, ребятки!

   Сценарист, судья, стилист,

   Часовщик, технолог,

   Финансист, шахтёр, таксист,

   Проводник, геолог,

   Переводчик, иллюстратор,

   Штурман, архитектор,

   Композитор, дегустатор,

   Лётчик, врач, корректор,

   Имиджмейкер, каскадёр,

  Журналист, издатель,

  Полицейский, режиссёр,

  Машинист, спасатель.

  Стало интересно вам?

  Всех профессий — океан!

  Выберите — что по силам. 

  Чтобы мама отпустила!

 

 

Роль семьи в процессе социализации

личности ребенка.

 

Семья как первичная ячейка общества представляет собой ключевое звено в процессе социализации личности. Семейный доход, социальное положение, образование, род занятий родителей - в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитательной функции, которую осуществляют родители, на его        социализацию воздействует внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого    воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Ребенок, воспитываясь в семье, усваивая нормы общежития, человеческих отношений, воспитания младшего поколения, став взрослым, воспроизводит в своей семье все             то, что было в семье его родителей. Кроме того, как показали результаты исследований наблюдается преемственность репродуктивного поведения родителей их детьми во взрослой жизни. То есть люди склонны воспроизводить модель семьи в том виде, в котором они наблюдали ее в детстве. Таким образом, семья остается ведущим        институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.