Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7851 «Русский фольклор в жизни ребенка»

Опубликовано 24.03.2023

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 302»

 

Музыкальный  руководитель: Муравьева Валентина  Васильевна.

 

Русский фольклор в жизни ребенка.

 

            Проблема ознакомления детей с фольклорным жанром является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. 

            С уверенностью можно сказать что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

            Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

            Для этого я обратилась к истокам народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь «…содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков» (Л.С. Куприна, О.Н. Корепанова «Знакомство с русским народным творчеством»).

            Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

            В течение многих веков прибаутки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

            Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

            Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Например:

            Наша Машенька в дому,

            Как оладушек в меду

            Она прибирает, она подает,

            Одним одна за все отвечает

Провела развлечение «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток» на материале русских народных песен, прибауток. Дети с большим увлечением читали потешки:

Котишко-мурлышко,

Серый лобишко

Не лезь в сметану,

Оставь Степану.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя.  Сколько нежности в ее пении, обращенном ребенку. Малыш, еще не зная языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она частица фольклора. Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В крестьянской семье девочки 6-7 лет уже приглядывали за младшими сестрами и братьями. Пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства. Я изучила книгу О.П. Радыновой «Баюшки-баю». Цель этой книги через более близкий ребенку жанр колыбельной  раскрыть перед ним красоту музыки.

Традицией стало вносить на занятие колыбельку. Дети садятся к «колыбельке» и укачивают куколку, исполняя колыбельную, например:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Голубь – это птица, которая является символом нежности, кроткости.

В колыбельных часто встречаются  сказочные персонажи, животные – Сон, Дрема.

Например:

Ходит Сон по сенечкам,

Дрема под окошком,

Ищет Дрема Ванюшку,

Ваню спрашивает.

Но не только колыбельная песня доступный жанр дошкольника.

Восприятие частушки доступно уже детям второй младшей группы. Это один из немногих живых жанров русского фольклора.

Традицией для нашего сада стало пение частушек на всех праздниках. На выпускном вечере мы пели школьные частушки:

Я с отличником дружу,

Помогать ему хожу,

Тихо рядом посижу,

А потом пример спишу.

В осенние праздники мы поем частушки о труде:

Бродит Миша между гряд,

Выбирает все подряд:

Где морковка, где сорняк,

Не поймет того никак!

С традициями русского народа мы знакомим детей не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях, построенных на русском фольклоре с использованием его различных форм.

В традиции нашего детского сада входит проведение многих старинных праздников. На празднике «Рождество Христово» дети знакомятся с легендами появления младенца – Христа, узнают, почему на Рождество принято украшать елку, с удовольствием поют любимые песни. Мы им рассказываем об обычае наряжаться в карнавальные костюмы и маски.

При проведении праздника «Пришли святки – запевай колядки» дети не только вволю веселятся, но и знакомятся с древними обычаями ходить на Рождество по домам с песнями и колядками, в которых звучат добрые пожелания хозяевам.

Масленица – это широкий разгульный праздник. Отмечают масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блины. Блин - это знак солнца, символ блаженства. Отсюда и вывод – блины должны быть обязательно, и чем больше, тем лучше. И мы не нарушаем эту традицию. В детском саду мы устраиваем настоящий праздник с катание на лошадях, с сжиганием Масленицы, но обязательно и чаепитие с блинами.

Весна очень насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. Для детей важно не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Накануне праздника дети расписывают яйца, приносят куличи. Традиционно мы устраиваем праздничную выставку.

Еще один православный праздник – это Троица. Троицу можно считать праздником русской березки, днем окончания весны и начала лета. Обычно во время праздника водим хороводы, читаем стихи о березке, играем в народные подвижные игры, традиционно украшаем веточки березы яркими лентами.

Богатое наследие русского народа дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии, импровизации. Ведь если нет праздника, его можно просто придумать. Например, знакомство с традиционно русской матрешкой. Можно просто познакомить на занятии, а можно устроить целое представление.

Основное требование при проведении народных праздников – каждый ребенок должен иметь возможность проявлять свои способности, активно участвовать в общей беседе. Очень хотелось бы, чтобы знания о национальной культуре дети пронесли через всю жизнь. Может быть, это поможет им почувствовать себя частицей русского народа, научит их больше любить свою Родину – Россию.