Алабужева Гульфия Мирзаяновна
МАДОУ Детский сад "Золотой ключик"
воспитатель
Проект «Сенсорное развитие детей
раннего возраста через дидактические игры»
г.Губаха, 2020г
Актуальность.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2019-2020 учебном году является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В результате педагогической диагностики детей первой младшей группы «Муравьишки» был выявлен низкий уровень сенсорного развития у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является наиболее актуальным в этом учебном году. За содержащую основу проекта выбрана программа «Детство», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Цель проекта: формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.
Задачи:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Обогащать знания детей способам обследования предметов.
Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители первой младшей группы, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2019г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2019-2020г.
Заключительный этап: апрель 2020г.
Содержание практической деятельности:
- Подготовительный этап:
Сентябрь
Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
Анкетирование родителей.
Октябрь
1. Разработка содержания проекта «Познаём, играя»
2. Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
3. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
4. Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
II. Основной этап:
Ноябрь
- Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
- Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
- Изготовление дидактических игр.
ü Дидактическая игра «Что катится?». Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
ü Дидактическая игра «Строители». Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
ü Дидактическая игра «Спрячь мышку». Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
ü Дидактическая игра «Разноцветные поляны». Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
ü Дидактическая игра «Оденем кукол». Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
ü Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.
Декабрь
- Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
- Дидактическая игра «Разноцветные колечки». Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Пирамидка». Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
- Дидактическая игра «Разноцветные поляны». Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
- Дидактическая игра «Накрой на стол». Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
- Дидактическая игра «Угощенье». Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету
- Выставка художественной и методической литературы.
- Выставка дидактических игр и игрушек
Январь
- Развивающая ситуация «Дома для медведей». Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Матрешка». Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик». Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Подарки для кукол». Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
- Дидактическая игра «Подбери пару». Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
- Дидактическая игра «Разложи по местам». Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
- Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
Февраль
- Развивающая ситуация «Высокий-низкий». Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
- Дидактическая игра «Что изменилось?». Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
- Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
- Дидактическая игра «Раскрась-ка». Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
- Дидактическая игра «Большой – маленький ». Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Собери квадрат». Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий». Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов.
- Консультация: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».
Март
- Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек». Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик». Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки». Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Найди свой домик». Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Дидактическая игра «Найди пару». Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
- Дидактическая игра «Собери цветок». Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
- Дидактическая игра «Магазин». Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку». Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику.
- Консультация «Игры с использованием бросового материала»
Апрель
- Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости». Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
- Дидактическая игра «Геометрическое лото». Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
- Дидактическая игра «Цветочные полянки». Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
- Дидактическая игра «Найди лишнее». Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
- Дидактическая игра «Сделай узор». Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
- Дидактическая игра «Веселый Петрушка». Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
- Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет». Цель: формировать умение различать и называть качества предметов.
- Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»
10.Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру
III.Заключительный этап:
Май
- Развлечение «Поможем колобку». Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
- Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
- Подведение итогов реализации проекта
Предполагаемый результат:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
ü Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
ü Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
ü Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
ü Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
ü Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Литература:
- Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
- Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. — 2008.- №11.- стр51.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 288 с