Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5838 Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Опубликовано 18.03.2020

Алабужева Гульфия Мирзаяновна
МАДОУ Детский сад "Золотой ключик"
воспитатель

 

Проект «Сенсорное развитие детей

раннего возраста через дидактические игры»

 


 

 

г.Губаха, 2020г

 

Актуальность.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2019-2020 учебном году является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В результате педагогической диагностики детей первой младшей группы «Муравьишки» был выявлен низкий уровень сенсорного развития у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является наиболее актуальным в этом учебном году. За содержащую основу проекта выбрана программа «Детство», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Цель проекта:  формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.

 

 

 

Задачи:           

Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Обогащать знания детей способам обследования предметов.

Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Участники проекта:  дети первой младшей группы,  родители первой младшей группы, воспитатели.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2019г.

Основной этап: ноябрь-апрель 2019-2020г.

Заключительный этап: апрель 2020г.

Содержание практической деятельности:

  1. Подготовительный этап:

Сентябрь

Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

Анкетирование родителей.

Октябрь

1. Разработка содержания проекта «Познаём, играя»

2. Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.

3. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

4. Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

II. Основной этап:

Ноябрь

  1. Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
  2. Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
  3. Изготовление дидактических игр.

ü Дидактическая игра «Что катится?». Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

ü Дидактическая игра «Строители». Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.

ü Дидактическая игра «Спрячь мышку». Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

ü Дидактическая игра «Разноцветные поляны». Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.

ü Дидактическая игра «Оденем кукол». Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

ü Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

  1. Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.

Декабрь

  1. Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
  2. Дидактическая игра «Разноцветные колечки».  Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
  3. Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
  4. Дидактическая игра «Пирамидка».  Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
  5. Дидактическая игра «Разноцветные поляны».  Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
  6. Дидактическая игра «Накрой на стол». Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
  7. Дидактическая игра «Угощенье». Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету
  8. Выставка художественной и методической литературы.
  9. Выставка дидактических игр и игрушек

Январь

  1. Развивающая ситуация «Дома для медведей».  Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
  2. Дидактическая игра «Матрешка». Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
  3. Дидактическая игра «Почтовый ящик».  Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.
  4. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки». Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
  5. Дидактическая игра «Подарки для кукол». Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
  6. Дидактическая игра «Подбери пару». Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
  7. Дидактическая игра «Разложи по местам». Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
  8. Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»

Февраль

  1. Развивающая ситуация «Высокий-низкий».  Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
  2. Дидактическая игра «Что изменилось?».  Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
  3. Дидактическая игра «Сложи картинку».  Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
  4. Дидактическая игра «Раскрась-ка».  Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
  5. Дидактическая игра «Большой – маленький ».  Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
  6. Дидактическая игра «Собери квадрат».  Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
  7. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий». Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов.
  8. Консультация: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».

Март

  1. Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек». Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
  2. Дидактическая игра «Почтовый ящик». Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки». Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
  4. Дидактическая игра «Найди свой домик». Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  5. Дидактическая игра «Найди пару». Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
  6. Дидактическая игра «Собери цветок». Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
  7. Дидактическая игра «Магазин».  Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию.
  8. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку». Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику.
  9. Консультация «Игры с использованием бросового материала»

Апрель

  1. Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости». Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
  2. Дидактическая игра «Геометрическое лото».  Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
  3. Дидактическая игра «Цветочные полянки».  Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
  4. Дидактическая игра «Найди лишнее».  Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
  5. Дидактическая игра «Сделай узор». Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
  6. Дидактическая игра «Веселый Петрушка». Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
  7. Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
  8. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет». Цель: формировать умение различать и называть качества предметов.
  9. Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»

10.Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру

III.Заключительный этап:

Май

  1. Развлечение «Поможем колобку».  Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
  2. Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
  3. Подведение итогов реализации проекта

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

ü Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

ü Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

ü Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

ü Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

ü Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

 

 

Литература:

  1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
  3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. — 2008.- №11.- стр51.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
  5.   Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2008. – 288 с