Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7531 «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

Опубликовано 28.11.2022

 «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

                                                                                                                                                       Воспитатель

                                                                             Мкртчян Нарине Вагинаковна

СП «Детский сад «Сказка»

г. Новокуйбышевск, 2022г.

 

«Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого»

К. И. Чуковский

          Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.

          Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Всем известно, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. В последние годы и в настоящее время, вследствие высокой занятости родителей и повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, интернет), наблюдается тенденция снижения качества развития речи, а также коммуникативных навыков детей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на просмотре телевизора, игровых приставках и компьютерных играх, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Так, в своей группе я провела анкетирование для родителей «Как вы общаетесь с вашим ребенком?», на вопрос «Как часто Вы  беседуете со своим ребенком, разговариваете?», «иногда» ответили 60 % родителей. А это очень и очень много.  В основном родители стараются увлечь ребенка телевизором, гаджетами, или «сбросить» на старшего ребенка. Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

          Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

          Одним из методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование коммуникативных дидактических игр.

          Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза

«Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Жалеем птичку»

Цель: учить любви к животным, сопереживанию.

Рассказать, что птичка сломала крылышко. Дети жалеют ее по очереди, называя ласковые слова.

Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию (или на стульчики). Они – клавиши пианино. Дети получают картинки с изображением животных. Взрослый нажимает на головки детей, как на клавиши пианино, а ребенок издает звук животного.

    Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях.

    Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные игры направлены на развитие навыков общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам.

    Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.

Список используемых источников

  1. 1.      Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  2. 2.      Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  3. 3.      Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  4. 4.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  5. 5.      Международный образовательный портал МААМ.RU
  6. 6.      https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/07/09/plan-po-samoobrazovaniyu-pedagoga-tema-kommunikativnaya