Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8201 Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 15.11.2023

 

Проект

 «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 

                                                   Выполнила воспитатель

МБДОУ ЦРР Д/С №26 «Солнышко» г. Светлоград

                                                                      Белозерова Светлана Александровна

 

 

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет

Аннотация проекта

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования:

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» включает следующую информацию:

• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

• сроки и этапы реализации проекта,

• управление и обеспечение проекта,

• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

• планируемые мероприятия в рамках проекта,

• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формированиенравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформироватьпредставления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

 

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи:

• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

• Совершенствовать коммуникативные качества детей.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Участники проекта:

• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет,

• воспитатели группы,

• родители.

Сроки реализации проекта: в течение 1 недели

Этапы проекта:

1 этап –Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Управление и обеспечение проекта

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

 

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд-презентации, мультфильма,

• коллекционирование,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность,

• экскурсия,

• «познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3.Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал»«Барбоскины и реклама».

5. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

6. Понятие "реклама" и создание своего рекламного объекта.

7. Посещение и просмотр спектакля в ДОУ

Предполагаемые результаты

По завершению проектных  мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проектаявляются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Реализация проекта:

1 Понедельник

 Демонстрация детям слайд - презентации «История денег»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

2 Вторник

 Чтение

Романов А. «Чудеса в кошельке»,

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

3 Среда

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть»товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает товар. Получает деньги в банке.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

4 Четверг

НОД «Доход семьи».Задачи: познакомить детейс отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Просмотр мультфильма «Семейный бюджет» (Азбука денег 3 серия)

5 Пятница

    Игра «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»«Ты – мне, я - тебе!»

1 Понедельник

 Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

2 Вторник

Чтение русских пословиц и поговорок о деньгах. Беседа на их понимание.

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги —что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Уговор дороже денег.

3 Среда

 Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

4 Четверг

Посещение спектакля за свои деньги "Пирог для мамы".

5 Пятница

 Игра «Жизнь».Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков уйдет на пенсию. Чтобы зарабатывать деньги, необходимо двигаться по полю, приобретать всё что нужно для жизни, профессии и т. д.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьниковСпецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.