Крылова Наталья Анатольевна
МБДОУ 24 ЖУРАВЛИК п.Пионерский
Воспитатель
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе "Свойства бумаги"
Цель: формирование познавательной активности у детей младшего возраста через экспериментирование.
Задачи:
- · провести исследовательскую деятельность и узнать, какими свойствами обладает бумага;
Ход занятия
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" - солнцу и птицам.
"Доброе утро!" - улыбчивым лицам.
- А сейчас улыбнитесь друг - другу и подарите свои улыбки гостям и скажите доброе утро! Сегодня мы с вами поговорим об одном материале. А о каком, вы сможете узнать, отгадав загадку:
Я бела, как снег
Дружу с карандашом
Где он пробегает,
След свой оставляет... (бумага)
- В нашей жизни мы очень часто встречаемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу? (Возможные ответы детей: для рисования, печатают книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем лицо и руки, делаем коробки, упаковку)
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли существовала бумага? А вот послушайте, что я сейчас вам расскажу! (краткая история с демонстрационным материалом)
- Раньше у людей бумаги не было, но им, как и нам, очень хотелось писать и рисовать, поэтому стали рисовать на камнях. (показываю, как рисовали на камнях металлическим стержнем)
- Затем начали писать на глиняных табличках острыми палочками. (показываю)
- Но это было очень тяжело и занимало много времени. Прошло много лет, и люди научились изготавливать бумагу, которую мы с вами используем и в настоящее время.
- А какими волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас и узнаем. Я предлагаю всем нам отправится в лабораторию, где мы и проведем настоящие эксперименты. Согласны? Тогда повторяйте за мной следующие слова:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, покружиться,
То в лаборатории можно очутиться.
- Вот мы и оказались с вами в нашей лаборатории. Здесь есть свои правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему соседу, бегать, а нужно внимательно слушать и соблюдать технику безопасности. (показ запрещающих знаков)
- Посмотрите сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая)
- Она вся разная. Посмотрите на нее, потрогайте. Какая она на ощупь, по цвету? (Дети рассматривают, определяют и отвечают)
- Сейчас мы проведем эксперименты и узнаем о других свойствах бумаги. Давайте подойдем к столу. (подходим к следующему столу, на нем лежат салфетки, бутылки пластиковые, трубочки - все по количеству детей, а также 1 бутылка и трубочка для воспитателя, камешки)
- Как вы думаете, может ли бумага летать? (ответы детей)
- А вот это мы сейчас с вами и узнаем. Давайте возьмем салфетки и нарвем их на мелкие кусочки и насыпем в бутылочки. А как вы думаете, какая она салфетка? (Воспитатель помогает: легкая, легко рвется, какая по цвету, на что похожа по форме?)
Все справились? Теперь возьмем с вами по одной трубочке и вставим ее в бутылочку и подуем в нее. Что мы с вами увидели?
- Какой вывод можно сделать после этого эксперимента? Бумага легкая и может летать на ветру, как снежинки! А для сравнения я сейчас вам покажу еще один эксперимент. - Я насыплю в бутылочку предметы из других материалов (камешки, палочки) и попробую тоже на них подуть. Смотрите, что же получается?
- Предметы совсем не двигаются, а почему, как вы думаете? (Потому что они тяжелее, чем бумага)
- Продолжим дальше изучать свойства бумаги. Подойдем к следующему столу. Что же здесь у нас такого интересного?
- Перед вами лежат листочки бумаги. Давайте мы послушаем, как звучит бумага? Возьмите листочки, пошуршите ими и послушайте. Что происходит?
- Бумага шуршит, скрипит. Как вы думаете почему она издает звуки?
- Давайте как следует сомнем наши листочки, сделаем комочки бумаги, и они пригодятся нам для следующего опыта.
Физкультминутка
(пальчиковая гимнастика)
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим мы им скучать,
Будем в воду их бросать.
Воспитатель: Перед нами таз с водой. Как вы думаете, что может произойти с бумагой в воде?
- Давайте проверим. Бросайте ваши шарики в воду. А пока у нас здесь происходит эксперимент, мы продолжим наши исследования, а потом вернемся обратно. (Дети садятся за стол, где на каждого лежат заготовки - квадраты из цветной бумаги, карандаши)
- Ребята, теперь вы знаете, что бумага обладает различными свойствами. Давайте еще раз вспомним какими.
- Рвется, мнется, шуршит, легкая, может складываться.
- А сейчас я предлагаю вам сделать на память о нашем интересном путешествии небольшие поделки из бумаги. Мы уже с вами узнали, что бумага очень легко складывается, поэтому мы сейчас ее будем сгибать особенным способом.
- Перед вами лежит бумага, из которой может получится фигурка, если ее правильно согнуть. Кто мне подскажет, какой по форме наш листочек.
- Правильно квадратной. Сейчас мы с вами согнем наш квадрат пополам от уголка к уголку и получим какую фигуру? (треугольник)
- Правильно. А сейчас нам нужно каждый уголочек загнуть вниз, вот так, и у нас получатся ушки. И чтобы наша собачка стала веселой, нарисуем ей глазки и носик. Какие красивые, добрые и веселые собачки из бумаги у нас получились.
- А сейчас давайте подойдем к столу и посмотрим, что получилось с бумагой, которую мы опустили в таз с водой. Она намокла, стала непрочной. Теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, покружиться
То в нашей группе можно снова очутиться.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. А где мы были сегодня?
С чем познакомились?
Что узнали про бумагу? Какая бумага бывает?
Что с ней можно делать? Как вы думаете, почему из бумаги не шьют одежду?
Не строят дома? (она непрочная, боится воды, легкая)
Поэтому давайте не будем забывать, о том, что бумагу можно легко повредить. Мы должны аккуратно читать книги! Вы все молодцы! На этом наше исследование закончилось, но о бумаге мы и дальше будем узнавать что-то новое и интересное!