Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6701 Участие в конкурсах как форма работы с одаренными детьми.

Опубликовано 18.10.2021

Участие в конкурсах как форма работы с одаренными детьми

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Выступление воспитателя МКДОУ д/с № 158

Васильченко Татьяны Сергеевны

на РМО в августе 2021

 

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. 
В.А. Сухомлинский

 

 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», входящий в национальный проект «Образование», направлен на достижение цели воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одной из задач проекта «Успех каждого ребёнка» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых и талантливых детей считается одной из главных проблем совершенствования системы образования, становится одной из приоритетных задач современного образования в нашей стране, поскольку от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно, креативно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Залог успешного обучения – это развитие и активное использование детьми своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний.  Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться  на достигнутом.

В нашей группе мы активно развиваем творческие способности детей в разных видах и формах деятельности, в том числе и через участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других массовых мероприятиях. Стараемся привлекать всех детей с различными интеллектуальными и творческими способностями к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах.

Опыт  работы показал, что применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

Наше дошкольное учреждение уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей воспитанников. Для творчески одаренных детей создан вокальный ансамбль «Зоренька», в котором активное участие принимают дети нашей группы. Участники ансамбля активно и результативно участвуют в районных конкурсах, а также городских и областных, и даже Международных. Так, в 2020/2021 учебном году ансамбль стал лауреатом районного конкурса «Золотой микрофон», дипломантом районного фестиваля «Широкая Масленица», лауреатом городского конкурса «Бирюльки», лауреатом городского фестиваля «Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!», лауреатом Международных конкурсов «Крылья» и «Золотое наследие».

Наша группа комбинированной направленности, ее посещают дети с ОВЗ – нарушениями речи. Они также участвуют в различных конкурсах. За участие в городском фестивале творчества детей и юношества с ОВЗ «Поверь в мечту!» наши воспитанники были награждены медалями, дипломами, кубком и подарками.

В нашей группе создан кружок «Умелые ручки». Кружковая деятельность нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитию воображения, эстетического  отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Кружковцы со своими поделками участвуют в  различных творческих  конкурсах - «Широкая Масленица», «Осенние фантазии», «Лучший подарок своими руками», «Бирюльки» и др., и получают звания лауреатов и дипломантов.

В нашей группе есть дети с ярко выраженными изобразительными способностями. С ними мы участвовали в конкурсах детского рисунка: «Дорога будущего глазами детей», «Наум, наведи меня нам ум!» и др.

 Свои интеллектуальные способности наши дети проявили в международном игровом конкурсе «Человек и природа», где показали лучшие результаты, заняли первые места.

В нашем детском саду также проходят различные конкурсы:  художественного чтения, совместного творчества детей и взрослых, театральные, спортивные, интеллектуальных игр и др. В этих конкурсах активно участвуют наши дети и являются победителями, лауреатами, дипломантами в своей возрастной категории.

Наши ребята совместно с педагогами также участвуют  в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинахразличных электронных СМИ и становятся победителями и лауреатами.

Нужно ли детям участвовать в различных конкурсах?

Такой интерес к вопросу детских конкурсов не мог оставить в стороне детских психологов. Проанализировав их работы, посвященные этому вопросу, можно однозначно ответить: «Конечно, ДА!». Дети должны участвовать в конкурсах и, чем раньше, тем лучше.

Для чего же нужны различные соревнования между детьми?

Во-первых, они помогают раскрыть способности и таланты ребенка.

Часто именно после участия в конкурсе ребенка заинтересовывает процесс творчества. Он увлекается, начинает совершенствовать свои навыки. И вскоре появляются первые достижения и успехи.

Во-вторых, соревнуясь с другими участниками, ребенок учится ставить перед собой цели и стремится достичь их.

В-третьих, участвуя в конкурсах, ребенок учится работать.

Мы хотим подарить детям положительные эмоции, радость участия в конкурсе, возможность найти новых друзей. Конкурсы способствуют сплочению и объединению – ведь за каждого участника переживают и голосуют много людей: друзья, знакомые, близкие, родственники!

Участие в подобных мероприятиях окрыляет детей, дает им заряд энергии для достижения новых целей.